Возмущённая общественность, как показывает практика, может многое. В том числе в мире архитектуры. Например, она может увидеть, что в любимом городе наметились изменения, возмутиться и создать петицию с призывом подписывать во спасение. Иногда это срабатывает. Вспомним только сошедший с новостных лент спасённый от сноса Тверской ж/д вокзал. Или ещё развивающуюся историю с Самарским элеватором 70-х годов, за спасение которого выступили нидерландские архитекторы.
В Париже так не получилось. В городе начались работы по возведению небоскрёба авторства швейцарского архитектурного бюро Herzog & Meuron Architekten (должно быть известно москвичам по проекту, разработанному для опять же безуспешно спасаемого активистами Бадаевского завода). Проект Tour Triangle (башня "Треугольник") появился в 2008 году и сразу же вызвал негативные эмоции у парижан: высотка, очередной энергозатратный офис из стекла в котором есть магазины и отель...
Проект не остановили ни возмущения общественности, ни закон, запрещающий размещать в черте города здания выше семи этажей, ни инфляция, медленно повышавшая стоимость проекта за годы, а точнее десятилетие, на которое затянулось обсуждение.
По оценке девелоперов Unibail-Rodamco-Westfield (URW), у которых осталась 30%-ная доля в проекте, цена за квадратный метр в новом небоскрёбе в 2026 году (дата завершения строительства) будет составлять в районе 660 евро (56 846 рублей).
Справедливости ради отметим – здание не такой уж и небоскрёб по современным меркам, всего-то 42 этажа. Но для Парижа очень даже небоскрёб – займёт третье место в городе по высоте после Эйфелевой башни (324 м) и возведённого в 1972 году Монпарнаса (высота 210 м).
Эксперт в области охраны памятников, активист движения "Архнадзор" Андрей Новичков считает, что проекты с небоскрёбами имеют право на существование. Но нужно правильно выбирать место.
– Сам по себе проект (небоскрёба в черте города – Прим. Ред.) может быть и неплохой. Как, например, у нас "Москва-Сити" – у этого комплекса есть противники, а есть сторонники. Но если смотреть исторически на место, где его разместили, то это просто преступление. Кто-то теперь называет его визитной карточкой города. Но был нарушен архитектурный облик, и это вред для города. Если бы Сити разместили в Новой Москве, ну почему нет? – отметил в разговоре с Metro эксперт. – А проект, который разработало это архитектурное бюро для нашего завода, это опять же, безусловно, преступление как и по отношению к тем историческим зданиям, которые там стоят, так и по отношению к сложившимся архитектурному облику там. За такое надо лишать всех премий и не давать никакой возможности работать не только в Москве, но и в принципе в России.