Чтобы поддержать отечественный кинопрокат, основательно опустевший без голливудских блокбастеров, на российские экраны вернётся сам Алексей Октябринович Балабанов. Его ленты достаёт из своей "Золотой коллекции" кинокомпания СТВ. В анонсе компании "Наше кино" говорится, что уже 24 марта в кинотеатрах состоится повторный прокат фильмов "Брат" и "Брат-2". Пока без уточнений дат показов готовятся в прокат "Морфий", "Жмурки", "Кочегар" и другие картины Балабанова.
"Балабанов – гениальный русский режиссёр" – так называется двухчасовой выпуск передачи "ВДудь", появившейся на YouTube в 2018 году. С формулировкой Юрия Дудя согласится большинство жителей нашей страны, от интеллектуалов-кинокритиков до обычных зрителей. Если кого-то из постсоветских режиссёров вообще можно назвать культовым, то лишь Балабанова. Режиссёр прожил всего 54 года, не все его проекты сложились, он не успел закончить сценарий фильма "Мой брат умер". Кажется, не хватило совсем немного, чтобы признать Балабанова режиссёром мирового уровня.
Прорывом для Балабанова стала дилогия "Брат". Сергей Бодров сыграл персонажа, ставшего, по сути, фольклорным. Это ближайший аналог неуязвимого американского супергероя, который появлялся в отечественном кино (во всяком случае, до начала фэнтези-франшизы "Последний богатырь"). Главный герой дилогии Данила Багров – народный мститель, сама концентрация подавленного народного гнева, который многие ощущали в 1990-е. Этим Данила напоминает персонажа Михаила Ульянова из фильма "Ворошиловский стрелок" (1999) Станислава Говорухина, в котором ветеран мстил за изнасилованную внучку. Напоминает, но не совсем.
Гнев Данилы, кажется, не имеет чёткого адресата. Он не мстит тем, кто обидел его лично, а агрессивен со всеми, кроме "своих": предавшего его брата, не любящей его любовницы, нравящегося ему лично певца Бутусова. В поле его неприязни попадают и "братки", смотрящие фильмы с реальным изнасилованием, и "инородцы", которые ничего плохого никому не сделали, просто мирно ехали в автобусе. Шовинистические высказывания Данилы цензурировали на канале Netflix, который недавно нас покинул. Интересно, будут ли их цензурировать в повторном российском прокате?
Балабанова традиционно разбирают на цитаты. Самым известным стало высказывание Данилы Багрова о силе, которая в правде. Любопытно, что понятие "правды" Балабанов не поясняет. В чём она заключается? Никто не знает. Но эта размытая, абстрактная "правда" оказывается необычайно актуальной сегодня.
– Я думаю, возвращение к Балабанову обусловлено его неразрывной связью с Сергеем Бодровым, а Бодров – это воплощение всех травм и надежд русского человека, – рассуждает кинокритик Егор Москвитин. – Режиссёр Александр Сокуров сказал, что для русского человека важны две вещи: жажда справедливости и красоты. И Бодров, с его внешностью, с его выбором героев, олицетворял два этих устремления. И понятно, что в трудные времена хочется снова увидеть этого благородного героя, который бы утешал, защищал, вселял веру в свою правоту. Для человека сегодняшнего дня, живущего в собственном информационном пузыре и болезненно взаимодействующего с информационными пузырями других, с чьей-то другой правдой, очень-очень важно убедиться в своей правоте.
После "Брата" запланирован показ криминальной комедии "Жмурки". В журнале "Искусство кино" Балабанов назвал фильм "попсовым", наравне с "Мне не больно". Но это была одна из первых попыток осмысления 90-х на экране. Режиссёр прошёлся по всему спектру, позднее вошедшему во все "пугалки" об этом мифологизированном времени. Спортивки, золотые цепи, разгул преступности, финансовый базис для первых олигархов, трущобы и "Макдоналдс" на заднем плане.
"Макдоналдс" вместе с Netflix мы недавно проводили в последний путь. А Балабанов остался. Как сообщили в Ассоциации владельцев российских кинотеатров, без голливудских блокбастеров они могут потерять до 80% выручки. В кризисное время Данила Багров может помочь продержаться. В конце концов, главная задача благородного героя – спасать людей.