Финал истории принадлежит современному композитору Владимиру Кобекину. Режиссёром выступил поставивший оперу в 2015 году Александр Титель. Основа народной музыкальной драмы, как её определял сам Мусоргский, историческая. Поэтому перемещаемся вместе с сюжетом в петровские времена. Причём в самое начало, когда после смерти царя Фёдора Алексеевича в 1682 году прогремел стрелецкий бунт – Москва затихла, и начался период, который и дал название опере, поскольку зачинщиками бунта были названы отец и сын Хованские (бас Дмитрий Ульянов и тенор Николай Ерохин).
Действие начинается
Ещё до начала на не прикрытой занавесом сцене видим один огромный, пустынный деревянный дом-ангар. Ловим себя на мысли: сценография за 7 лет не изменилась. Догадываемся, что пройдут здесь все действия вплоть до финальной сцены, которая переносит сюжетную линию в скит.
Итак, накрыт огромный стол. Стрельцы встречают утро после бунта. Ярко-красные парадные кафтаны первого постоянными войсками Российского централизованного государства сливаются на сцене в единый поток, напоминая, что ночь случилась кровавая.
Дальше пробираемся сквозь исторические события, звучат имена убитых в результате мятежа, узнаём что Иван Хованский ведёт отряд в обход по Москве, а его сын воспылал страстью к Эмме, жительнице Немецкой слободы. Из-за девушки разгорается конфликт между Хованскими. Но Досифей останавливает их... Но всё это детали истории, которая перемалывает отдельные судьбы жерновами общего сюжета, который ведёт к единому сплочённому самопожертвованию.
И всё таки про характеры
Композитор, работая над оперой, сумел подчеркнуть характеры персонажей музыкой. Серым кардиналом по сюжету выступает Досифей – старец-раскольник, в мирском прошлом князь Мышецкий. Когда-то в этом образе выходил на сцену Русской частной оперы Шаляпин. Теперь непростая партия легла на плечи баса Алексея Тихомирова. Звучит он убедительно мощно, что регулярно отмечают зрители аплодисментами. Раскольница Марфа в исполнении Ксении Дудниковой предстаёт женщиной современной, стойко переживающей душевную драму – страсть князя к другой – и решившей действовать в сложившихся обстоятельствах путём интриг. Владимир Дмитрук достойно ведёт роль Князя Василия Голицына. В поисках следующего персонажа снова хочется обратить внимание на общую группу – хор, которая гремит решимостью стрельцов, переживаниями московского люда и сенных девушек и едино затихает в трагедии финальной сцены.
Возвращение состоялось
Премьерный спектакль, возвратившийся на московскую сцену, зрители встретили, без сомнений, тепло: одаривали аплодисментами и, не сдержав порыва, посреди спектакля выдавали поддерживающее "Браво!". А покидая зал, обсуждали силу и мощь постановки. Не обошлось в разговорах знатоков и без многозначительных намёков относительно выбора времени возвращения оперы. Некоторые, делясь впечатлениями, со знанием дела напоминали, что премьеры "Хованщины" случаются в непростые времена, переломные. Так уж сложилось.