Хор Дурацкого спелся семь лет назад в Санкт-Петербурге под руководством хормейстера и композитора Жени Клекотневой из "Театра им. Которого Нельзя Называть".
Мы к вам заехали на час
Мечтатели в возрасте от мала до велика обожают громко петь, театрально импровизировать и клоунадить под музыку. И делают это абсолютно везде: летом на крышах, улицах и фестивалях, зимой в концертных залах, клубах и ресторанах. Ребята уверены, что ничего лучше, чем их дело, для полного раскрепощения не бывает, и поэтому несут идею в массы.
На выходные хор приехал покорить Москву на персональном автобусе, который недавно сам купил для совместных путешествий и из чистой любви к творчеству.
Для москвичей Женя провела трёхдневную мастерскую по созданию Хора Дурацкого и азам импровизации, по итогам которой было два выступления объединённых хоров: открытое на Арбате и по билетам – в кафе ExLibris.
– Мы занимаемся тем, что любим, и любим то, что делаем, – сказала она. – Хородураки – это артисты и музыканты, многие из которых без профильного образования. Мы стремимся не только сохранить своё сознание клоуна, но и пробудить его у зрителей. Я надеюсь, что мастерская поможет московским хористам сплотиться и раскрепоститься ещё больше, а ещё – найти новых участников и своего дирижёра, потому что они до сих пор существуют на голом энтузиазме и без руководителя, хотя собрались в октябре.
“И, конечно, клоунадить лучше хором”
Первый, теоретический день мастерской я пропустила, что, к счастью, не помешало мне органично вплестись в оставшиеся два дня практики. После интенсивного 6-часового прогона под фортепьяно и укулеле, нацеленного на максимальное человеческое и звуковое сплочение, я почти полностью перевоплотилась в одного из хородураков, но всё равно не была готова выступать на улице!
Впрочем, всё происходило настолько быстро, что не успела я опомниться, как уже стояла на Арбате в плотном ряду альтов – между сопрано и мужскими басами – с подведёнными карандашом удивлёнными бровками. Отступать было некуда. И мы запели первую песню “из трёх букв”, начинающуюся с Х... – “Хор”, а вы что подумали?
И следующую – про людей, о которых ещё говорят, что они "Му", то есть "Музыканты".
Наше 25-минутное выступление вызвало не только смех, слёзы и бурные овации, но и неожиданную реакцию у владельца магазинчика “Книги”, напротив которого разворачивалось всё действо:
– Спасибо вам за песни! Правда, в некоторых я совсем не понял слов, поэтому дарю вам для вдохновения “ЫРЫАЛАРА”, – и протянул нашему хормейстеру советский сборник якутских народных песен.
А в самом конце подошла девушка и спросила визитку:
– Я пила чай на балконе, но, когда услышала, захотела спуститься и посмотреть! Хотя уже давно живу на Арбате и много чего наслушалась.
Это ж… опера
На следующий день у нас была ещё репетиция, а вечером – концерт "Василий" в кафе ExLibris.
– Вам будет за нас стыдно, – предупредила Женя зрителей и не обманула.
С серьёзными лицами, красными губами и взлохмаченными волосами хор пел мимо нот, танцевал не в такт и многое делал гипертрофированно невпопад. При этом – профессионально, тонко и иронично. Периодически мы даже падали на пол перед зрителями, занявшими места в экстрим партере.
Московский Дурацкий Хор выступал на разогреве у питерского хора в чёрных фирменных футболках. Мне тоже такую выделили, чтобы не выделялась.
Практически каждый наш выход на сцену сопровождался неловким, порой гробовым молчанием в зале, а затем – взрывом хохота. Некоторые шутки доходили не до всех и не сразу. Или не доходили вообще, что тоже нормально.
– Сначала я не понял прикола, – признался молодой человек, которого сюда привела девушка. – Но потом привык к специфике и от души посмеялся весь второй акт.
“Визитные карточки” хоров – это песня Тани Булановой “Не плачь”, от которой, по легенде, сама автор рассмеялась до слёз, после чего поставила коллективу жирный "лайк". И легендарная Sweet Dreams английского синти-поп-дуэта Eurythmics, которая в исполнении хоров превратилась в простую и понятную, русскую народную “Свит Дримз”. Дирижировал всем этим действом усатый Валера Моцарт в парике на манер Эйнштейна, в которого переодевается руководитель хора Женя Клекотнева.
В понедельник цирк уехал обратно в Питер, но желание быть клоуном у меня всё равно осталось.