Идейным вдохновителем проекта выступил государственный музейно-выставочный центр "РОСИЗО". И если портрет получился, мягко говоря, масштабным, то современная культура, как выяснилось, – вовсе необъятна. Поэтому авторы не отказываются и от продолжения проекта.
Фотограф, автор более чем 160 портретов Вадим Гортинский с лёгкостью открывает нам главную тайну своей работы: что было самым сложным при создании фотографии? Чтобы никто не моргнул!
Конечно, по большей части фотографировались герои полотна отдельно, а затем собирались в единую композицию дизайнером Мариной Князевой. Вадим ездил по студиям, театрам и киноплощадкам, чтобы увидеть в своём объективе всех вершителей современной культуры. И главным (а может, и единственным) творческим правилом фотографа была естественность.
– Мне хотелось оживить портрет настолько, насколько это возможно, – рассказывает фотограф. – Кто-то на нём серьёзный, кто-то весёлый... Кто-то приходил грустным, и я так и снимал – никого не заставлял что-то особенное делать или улыбаться. Вот какие они были, такими и вылавливал. В этом же и смысл!
А на любимый вопрос всех журналистов Вадим отвечает мне прежде, чем я его задаю:
– У меня все так и стремятся спросить, а кто был самым вредным, самым капризным? Знаете, вот все были хорошие. Правда! И не верьте, что никто из них не волнуется перед съёмками – все волнуются! Даже если снимаются уже десять лет, двадцать и тридцать...
Алёна Ковалёва, прима-балерина
– Фотография получилась такой масштабной, с таким количеством ярких творческих деятелей нашего времени! Конечно, приятно быть частью этого проекта. И интересно его рассматривать, находить коллег, друзей, людей, которыми восхищаешься и вдохновляешься... На съёмке у меня не было задачи перепрыгнуть себя! Я сторонник естественности, поэтому хотелось просто сохранить себя. И полагаю, здесь это получилось, это я! Вадим как раз тот фотограф, который умеет уловить внутренний характер.
Дмитрий Дюжев, актёр
– Я шёл на эту съёмку в попытке найти себя, и мыслей было очень много, но всё-таки я оставался, что называется, открытым. И на портрете, который сделал Вадим, я получился, мне кажется, таким человеком открытой души, чистого сердца!.. Стать частью такого проекта – это для меня что-то бессознательное. Вот ты что-то делаешь, и тебя всё время ругают, ругают, ругают, оскорбляют, а потом в один момент тебе звонят и говорят: "А вы лучший, а вы достойный". И вот ты сам удивляешься. Я просто делаю своё дело на совесть, на пошлость не соглашаюсь. А это – уже исход, что-то, наверное, в области награды. Это то, что тебя догоняет, а не то, к чему ты идёшь.
Александра Захарова, актриса
– Я была счастлива участвовать в этом проекте, тем более что в нём есть мой отец. Для меня это был подарок. Конечно, я и волновалась, ведь хочется быть хорошенькой, хочется выглядеть прилично!.. Наверное, надо бы сказать, что я могла бы быть и лучше, но мне кажется, что я выгляжу достойно, совсем неплохо. А уж рядом с моим отцом тем более. Это красивая работа, благородная. Фотография получилась очень человеческая, спокойная, не искусственная, в ней нет никакой специальности. И сам этот проект – прекрасный, он заставляет думать. Когда идёшь вдоль этих фотографий, волей-неволей думаешь об этих людях, думаешь, что они сделали.
Артём Ткаченко, актёр
Он был первым, кто попал на фотографию с домашним любимцем – просто пришёл в студию со своей левреткой по кличке Ластик. Наверное, не хотел одну дома оставлять, предполагает Вадим. В итоге актёр появился на портрете со своим питомцем, как и ещё трое персонажей полотна.
Дмитрий Бертман, художественный руководитель музыкального театра "Геликон-Опера"
С Дмитрием для портрета позировал кот Гелик. Нет, не в честь машины, в честь театра! И Вадим был очень наслышан об этом коте, поэтому просто не смог по-другому. "Найдите кота, с котом снимемся!" – предложил он. Так и вышло.
Геннадий Хазанов, актёр
Среди всевозможных стульев и табуретов предмет, на котором сидит актёр, сразу бросается в глаза – это обычный ящик. Ну не совсем обычный – из Театра эстрады! Да, даже предметы, на которых сидят герои кадра, далеко не всегда случайны. Какие-то конечно, из фотостудии, но зачастую съёмки проходили в театре или кабинете... Поэтому, например, Константин Хабенский сидит на стуле из своего кабинета художественного руководителя-директора МХТ имени А. П. Чехова, а вот Юлия Пересильд – на стуле из зрительного зала Театра наций.
"С точки зрения исторического среза ценность этого кадра будет понятна лет через пять-десять. Мне кажется, это что-то, что становится более ценным со временем, как вино". Вадим Гортинский, фотограф
На портрет современной культуры не попали самые занятые
– Наш проект можно назвать документом культуры эпохи. И может быть, это слишком претенциозно, но это наша попытка зафиксировать историю, и мне кажется, что "РОСИЗО" именно для этого существует, – рассказывает Metro генеральный директор "РОСИЗО" Ольга Галактионова.
Авторам проекта было непросто выбрать тех, кто, по их мнению, должен оказаться на портрете. Но помимо творческого отбора был и ещё один важный "фильтр" – сведение графиков.
– Понятно, что мы не могли включить в него всех, кто делает культуру сегодня, это тысячи и тысячи людей! – говорит Ольга. – На портрете – больше 160 персонажей, а в нашем изначальном списке было около пятисот человек. Некоторые не смогли принять в проекте участие из-за съёмок или гастролей. Всё-таки мы были ограничены производственным процессом и не могли ждать по полгода. Поэтому, может быть, когда-нибудь мы сможем продолжить проект, сделать новый портрет, его новую версию.