Само название – рэп-мюзикл "Идиот" – внушало мне только скепсис. Я представляла, что герои Достоевского будут весь спектакль говорить рифмами и, возможно, добавлять после каждой фразы "йо!".
Но всё оказалось не так. Большая часть действия представляет собой драматический спектакль с диалогами из романа. И лишь в самых эмоциональных сценах актёры вытаскивали из карманов микрофон и начинали начитывать рэп под музыку.
Биты и рифмы
В зарифмованную форму обернули историю несчастного детства Настасьи Филипповны, воспоминания князя Мышкина о жизни в швейцарской лечебнице, выяснение отношений Аглаи Епанчиной с её несостоявшимся женихом Ганей Иволгиным. И, пожалуй, самое яркое выступление в рэп-жанре выдала роковая Настасья в знаменитой сцене своего дня рождения:
– Я бесстыжий человек, мне ещё хуже!
Тоцкий, посмотри, какого ты мне нашёл мужа!
Для него ли содержал и воспитывал с детства?
Я давно бы вышла замуж, но мерзко!
На этом моменте, признаюсь, мой скепсис сменился симпатией. Простой понятный текст, ритмичная музыка и эмоциональное исполнение – в результате тяжеловесный слог Достоевского стал легче, но ведь остались нерв, страсть и даже мораль, а это немало.
Проверка знаний
Спектакль идёт 1,2 часа, и, конечно, содержание романа режиссёр сократил значительно. По сути, из «Идиота» вырезали всю сердцевину, оставив подробное начало, после которого сразу пришли к финалу. Те, кто смотрел постановку, не прочитав книгу, могут даже подумать, что "Идиот" – это любовный роман, а главный персонаж не Мышкин, а Настасья Филипповна. Но это уже проблема малообразованных зрителей.
Для тех же, кто знаком с оригиналом, рэп-версия поможет посмотреть на роман с новой стороны и подзарядиться современными битами.
В общем, Фёдор Михайлович качает!
Metro расспросило автора текстов и руководителя "Рэп-театра" Льва Киселёва о переработке "Идиота" в новый формат
Как возникла идея объединить Достоевского и рэп?
– "Идиот" – это уже наш с режиссёром Захаром Насакиным второй спектакль для "Рэп-театра". В прошлом году мы ставили "Преступление и наказание".
Меня как автора рэпа давно привлекала идея большой формы, потому что это позволяет использовать интересные художественные приёмы.
И проза Достоевского очень хорошо подходит для рэпа, потому что у него интересные сюжеты и обстоятельные диалоги. "Преступление и наказание" – это вообще рэперская история.
Что вы имеете в виду?
– Она дерзкая, хулиганская, там есть и убийство, и проститутки, и расследование – всё очень близко к рэпу. С этим романом было достаточно легко работать, тем более его все читали. "Идиота", как выяснилось, читали 70% из пришедших на спектакль. Тем интереснее было рассказать зрителям внятную, понятную историю.
Как происходит преобразование прозы в рэп?
– Захар работал с оригинальным текстом. Он выбирал самые яркие моменты, сцены и скидывал мне по 7–8 страниц текста, которые надо было переработать. Преимущество рэпа в том, что он позволяет сохранить содержание и язык, но существенно сократить объём. Например, самый первый трек – история Настасьи Филипповны – в романе занимает 8 страниц текста.
Вы сохраняете лексику персонажа?
– Да, для меня это принципиальный момент. Когда не могу найти рифму из конкретного диалога, использую слова из романа, из языка Достоевского, из языка того времени.
Вы можете сравнить – прочитать монолог Настасьи Филипповны на её дне рождения в книге и нашу рэп-версию. Всё сохранено: язык, стилистика, эмоция.
Очень необычные грим и костюмы в спектакле. Напоминают клоунские.
– Наш художник по костюмам Виктория Макаркина раньше работала в уличном театре «Огненные люди», возможно, это наложило отпечаток на стиль её работы.
Нам была важна концепция цвета. Начинается спектакль в монохроме. Но по мере того, как сюжет закручивается, персонажи становятся более безумными – на сцене появляются красные пятна: жабо у Настасьи Филипповны, огонь в её камине. Серость уходит.