В Москве открыли барельеф врачу, которого обвиняли в смерти Брежнева и Андропова

Евгений Чазов ставил на ноги первых лиц государства, был министром здравоохранения СССР и человеком, преданным работе. Настолько, что пропустил рождение дочери, выполняя свой профессиональный долг. В Москве открыли мемориальную доску в честь великого доктора
В Москве открыли барельеф врачу, которого обвиняли в смерти Брежнева и Андропова
Леонид Палладин / © РИА «Новости»
Чазов горел работой. Коллеги помнят его всегда сосредоточенный взгляд.

– Мне хотелось в неживом материале создать ощущение живого человека, – говорит скульптор Филипп Трушин. – Я старался отразить мысль в его лице. 

Взгляд Чазова напряжён. Брови сдвинуты. С мемориальной доски он наблюдает за полусотней человек, пришедших на открытие барельефа. Это его пациенты, ученики, бывшие коллеги и близкие. Многие – с розами и гвоздиками в руках. В нескольких шагах от этой толпы стоит дочь Ирина и периодически смахивает слезу.

– Считаю, что скульптору удалось справиться со своей задачей, – скажет она мне через 10 минут после конца церемонии, когда все уже разойдутся. – Уловить взгляд папы, мимику.

На открытии мемориальной доски дочь Чазова Ирина очень волновалась.
Сергей Киселёв / Агентство "Москва"
На открытии мемориальной доски дочь Чазова Ирина очень волновалась.

Евгений Иванович всю жизнь жалел, что не присутствовал на рождении дочери. За это в автобиографии он даже назвал себя "паршивым папой". Но Ирина говорит, что ни в коем случае не держит зла на отца.

– В тот день, 5 октября 1961 года, он сделал первый тромболизис в мире (растворение тромба. – Прим. ред.) умиравшему больному с инфарктом миокарда и тромбозом артерий ноги. Он был прекрасным, заботливым и добрым папой.

Этот случай – яркий пример жертвенного отношения Чазова к работе. 

– Лекарство для растворения тромбов Евгений Иванович сначала ввёл себе, – вспоминает его соратник и фактический преемник, гендиректор кардиоцентра им. Чазова, академик Сергей Бойцов. – И, лишь убедившись, что препарат нетоксичен, дал пациенту.

7 лет спустя это лекарство поставило на ноги маршала Победы Георгия Жукова.

– В 1968 году у маршала случился инсульт, который тогда толком и лечить-то не умели, – рассказывает Сергей Анатольевич. – Евгений Иванович Чазов взял на себя ответственность: дал лекарство – и подарил Жукову ещё 6 лет жизни.

На тот момент Евгений Иванович уже полтора года возглавлял так называемую кремлёвскую больницу. Брежнев лично уговаривал врача, которому на тот момент не было и сорока, возглавить лечебницу советской элиты. Как писал Чазов в автобиографии, услышав отказ, Леонид Ильич обрадовался и сказал: "Теперь я уверен в выборе".

Цифра
21
руководитель 16 стран мира лечился у Чазова.

Перед доктором генсек поставил задачу – "создать лучшее здравоохранение в мире для 60 тысяч лучших людей страны – членов партии". Тогда Чазов разработал систему ранней диагностики и профилактики сердечных заболеваний. А в 1987 году, став министром здравоохранения, перенёс эту систему на всех граждан СССР.

Выполнив свою миссию, в 1990-м он из министерского кресла перешёл работать в тот самый кардиоцентр.

– У него был принцип: пока можешь – лечи, не можешь – учи, не получается – руководи, – говорит друг и соратник Чазова, декан факультета фундаментальной медицины МГУ, академик РАН Всеволод Ткачук.

ЦИТАТА
Пока можешь – лечи, не можешь – учи, не получается – руководи.
— Евгений Чазов, академик

Отдавший любимому делу всё, работавший без выходных и отпусков, в 1995-м великий кардиолог Чазов получил "удар в самое сердце". В "Правде" его назвали "главным убийцей Советского Союза". Якобы он отправил на тот свет Брежнева, Андропова и Черненко, чтобы вывести Горбачёва наверх .

– Он спасал их неоднократно, а тут... – пожимает плечами проработавший с Чазовым 42 года профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории биомеханики и регуляции кровообращения Артур Мелькумянц. – Чазов тяжело это переносил, хотя любому мало-мальски соображающему человеку понятно, что это идиотизм.

Эта бредовая публикация никак не повлияла на репутацию Евгения Ивановича. Он остался в истории как врач, лечивший самых влиятельных людей страны, изобретатель и человек, доживший до 92 лет и сохранивший здравый ум.

– У кардиоцентра, где красный асфальт, есть несколько камней. Они там лежат с 1982 года, с момента его открытия. Мы уже тогда знали, что это место для памятника Чазову, – Мелькумянц многозначительно поднимает указательный палец вверх. – И я уверен, время скоро наступит. Это его место.