Уцелевшему раритетному вагону немецкого происхождения, списанному из состава московского метро более полувека назад, подарят новую жизнь, на этот раз – музейную.
Вряд ли инженеры берлинского завода “Оренштейн и Коппель”, спроектировавшие и выпустившие в 1927 году уникальный четырёхвагонный поезд, могли предположить, какая удивительная судьба ждёт один из его вагонов под номером 106.
Служба 106-го началась, как и у всех его “собратьев”: много лет он перевозил немецких бюргеров в берлинской подземке, пока в столицу Третьего рейха не пришли союзные войска. В один из дней бомбёжки Берлина метро остановилось и поезда остались в тоннелях, а через неделю подземку вообще затопило. Но для нашего вагона всё только начиналось...
Несмотря на Великую Отечественную войну и разруху, Московский метрополитен продолжали строить. А вот вагоны для него Мытищинский завод перестал выпускать ещё в 1940-м. Спасать ситуацию решили за счёт репараций, и после победы из Берлина в Москву вывезли больше ста вагонов. В их числе был и 106-й.
Когда советские специалисты приступили к адаптации берлинских вагонов к московской подземке, их ожидали сюрпризы. Несмотря на определённое внешнее сходство, “мигранты” сильно отличались своей начинкой и техническими характеристиками. Два года в вагоноремонтных цехах кипела работа: монтировались новые электросхемы, восстанавливались двигатели и компрессоры, менялись колёса, пришлось даже поднять уровень пола составов на 20 см – берлинские платформы были ниже московских.
Интерьер и оснащение тоже не остались прежними. В отделке вагонов немцы в основном использовали разные породы дерева, с торца на дверях находились откидные места, кабина машиниста отделялась шторкой, а двери пассажиры открывали вручную. Удивительно, но за 95 лет, которые прошли с момента “рождения” 106-го, несмотря на все переделки, в нём сохранился не только кузов, но и многие первоначальные элементы интерьера.
– Под слоем поздней обшивки мы обнаружили оригинальную деревянную отделку салона и множество артефактов. Например, таблички и схему берлинского метро, – рассказала директор Музея транспорта Оксана Бондаренко.
Переоборудованный берлинский вагон курсировал в московской подземке с августа 1947 года. Сначала он трудился на Горьковско-Замоскворецкой (сейчас Замоскворецкая), потом – на Кировско-Фрунзенской (Сокольнической) линии. В 1968 году вагон списали и отправили “на пенсию”. С тех пор он так и стоял на запасных путях в качестве подсобки.
Как рассказали Metro в Музее транспорта, реставрация силами специалистов вагоноремонтного комплекса займёт почти два года. Сейчас на вагоне отсутствуют обе тележки и большая часть оборудования. После того как реконструкция завершится, 106-й займёт почётное место среди других ретровагонов в постоянной экспозиции музея – в гараже Мельникова на Новорязанской улице.
40,6 тонны – вес вагона
Читайте также: В столичном метро завелись брейк-дансеры.