Эту постановку композитор Игорь Матвиенко задумал после фильма "Викинг" (2016). Два года он писал для неё музыку и изучал историю и древние славянские мелодии.
Этно-опера "Князь Владимир" посвящена жизни князя, Крещению Руси и собиранию земель русских. Главным источником послужила "Повесть временных лет".
Весной опера получила президентский грант в размере более 28,7 млн, кроме того, сам продюсерский центр Матвиенко должен вложить в проект ещё более 10,9 млн рублей.
На фестивале молодого искусства "Таврида.АРТ", который только что завершился в Крыму, показали лишь фрагмент произведения, его первую часть. Премьеру всей оперы обещают устроить здесь же в следующем году.
Действие начинается в землях Норвегии Х века, откуда князь Владимир (Ярослав Дронов), ещё поклоняющийся языческим идолам, с войском на ладьях отправляется на Русь. Его сопровождает верный друг – воевода Фёдор, первый христианский мученик Древней Руси. Эту роль исполнил народный артист России Николай Расторгуев.
В истории фигурирует также Рогнеда, полоцкая княжна, которую когда-то пленил Владимир и сделал одной из своих жён, убив её родителей. Об этом, кстати, Рогнеда (Ася Сайгидова (Соя)) поёт, прося Владимира никуда не плыть, ведь он уже сделал её сиротой – ещё и вдовой она не хочет остаться. А плывёт князь на Русь, чтобы в Киеве сразиться с родным братом – князем Ярополком. Сюжет оперы завершится главным событием в истории России – принятием христианства и созданием государства.
– С Игорем Матвиенко мы знакомы около года. Когда он предложил поучаствовать в опере, я согласился не раздумывая, – рассказал после премьеры Дронов. – Хочется прикоснуться к такой большой музыкальной форме, как опера, ведь сейчас это редкий жанр. Да и фигура князя Владимира мне интересна. Я люблю историю. Я окончил музыкальную школу и колледж по специальности "руководитель народного хора". Народное творчество, история страны – мне всё это близко.
По словам исполнителя, ему ещё надо работать над образом князя, пока он только-только начинает в него вживаться как следует.
– Для меня фигура князя Владимира прежде всего связана с Крещением Руси, в 988 году он крестил Русь, смог поверить в идею христианства и сам многое изменил в себе, – продолжил исполнитель главной роли. – Его внутренняя трансформация – самое важное для меня в этой истории.
Опера "Князь Владимир" совместила в себе разные музыкальные стили и направления, от этнических мотивов до рока и рэпа. За рок, как оказалось, в опере отвечает герой Игоря Матвиенко – загадочный путник, называющий себя Ганградом, а на самом деле являющийся Одином, верховным богом скандинавской мифологии.
– Игорю Матвиенко очень идёт этот образ, он настоящий рокер, – уверен Дронов.
– Конечно, меня очень интересовало, какая была музыка в Х веке, – признался Игорь Матвиенко. – В то время письма-то толком не было, а нотописи тем более. Можно только догадываться, какими были музыкальные звуки и образы. И это была музыка, наверняка также рождённая смешением культур. С одной стороны – влияние северян, то есть викингов, с другой – Византии. Русь того времени – это смешение стилей. И потому опера будет не классическая, а тоже смешанная.