Решение президента Владимира Путина о признании независимости ДНР и ЛНР было ожидаемым, но все же произвело эффект разорвавшейся бомбы на мировой политической арене. В ответ со всех сторон стали говорить о недопустимости подобных действий, о санкциях, о войне. С одной стороны, благодаря признанию суверенитета этих двух республик появилась определённость – официально объявлено, кто на каких позициях стоит. С другой – вопросов стало ещё больше.
А дальше что?
Отношения Москвы и Киева и без того находились в тупике, а теперь предсказать их развитие стало ещё сложнее. Впрочем, признав ДНР и ЛНР, Россия юридически утвердила, что не является стороной конфликта на Востоке Украины, а лишь выступает в качестве посредника в вопросе урегулирования.
– Отношений у Москвы и Киева фактически не существует, и уже давно, – уточнил в беседе с Metro заведующий отделом Украины института стран СНГ Иван Скориков. – Существует лишь торговля и имитация дипломатической работы. Говорят, что Россия разорвала Минские договорённости, но наш постпред в ООН хорошо заметил, что РФ не является стороной Минских соглашений, не является участницей конфликта. Поэтому вопросы урегулирования должны решаться Киевом с руководством Донбасса вне зависимости от статуса региона – будь это ОРДЛО (аббревиатура используется украинскими СМИ и расшифровывается как "оккупированные районы Донецкой и Луганской областей" – Прим. ред.) или признанные и независимые ДНР и ЛНР.
Мы новый мир построим?
И Москва, и Киев, и Донецк неоднократно говорили, что альтернативы Минским договорённостям нет, однако общее несоблюдение соглашений ставило вопрос об их актуальности. И итоге рядом с заявлениями о безальтернативности документа начали идти предположения о его несостоятельности. Сейчас ситуация складывается так, что каждая из сторон стала искать другой вариант разрешения конфликта.
– Если говорить о возможных перспективах реализации минских соглашении или возникновения иных площадок, то тут все будет зависеть от адекватности киевского режима, – пояснил политолог. – Нынешнее украинское руководство не способно соблюдать эти договорённости.
По мнению эксперта, велика вероятность, что украинский истеблишмент будет спекулировать на сложившейся ситуации и признании Москвой ДНР и ЛНР, чтобы убрать политических противников и взять власть в стране. Зеленский будет пытаться скрепить электорат вокруг своей фигуры и избраться на второй срок с лозунгом "враг у ворот", а его главный оппонент Пётр Порошенко будет наполнять свой дискурс милитаристской повесткой, указывая на то, что нынешний президент просто потерял часть страны.
– Посмотрите, даже в эти дни вместо того, чтобы выступить с обращением к жителям ДНР и ЛНР (а, в Киеве их продолжают называть гражданами Украины), Зеленский занимался какими-то консультациями с заокеанскими и европейскими "партнёрами".
А если завтра война?
Основной причиной беспокойства Киева и мирового сообщества стал вопрос об официальном размещении российских войск на территории ДНР и ЛНР. В Москве заявляют, что РФ не намерена вводить свои войска, но подчёркивают, что такая возможность предусматривается соглашениями.
– Россия будет вводить свой воинский контингент только в случае реальной полномасштабной войны. В рамках договора с народными республиками Россия может обеспечить современное вооружение их армий, которые своими силами способны защитить независимость. Если же военные действия будут развязаны до того, как армии ДНР и ЛНР будут полностью укомплектованы, то Россия в состоянии нанести удары даже со своей территории. И это не агрессия, это защита граждан РФ, проживающих на территории соседних республик.
При этом где проводить границы двух новоиспечённых суверенных государств – не ясно. Если по "довоенному" (т.е. республика занимает всю область), то формально это уже Украина захватила и удерживает части республик. А это очень сильно обостряет ситуацию.
– РФ не рассматривала вопрос о границах (позже в МИД РФ сообщили, что обсуждением этого вопроса займутся, но позже - Прим. ред.). Соответственно, как сами ЛНР и ДНР указывают свои границы, так мы их и признали. Там власти считают, что их республики – это полная территория Донецкой и Луганской областей. И вопрос об оккупации части республик со стороны Киева остаётся открытым. А это ещё раз показывает, что говорить об исчерпанности минских соглашений преждевременно.
Кто будет оплачивать банкет?
Пока в Киеве думают о территориальной "недостаче", россияне пытаются подсчитать финансовые убытки. Акции российских компаний обвалились так сильно, что наши олигархи (владельцы этих самых компаний) всего за одну ночь потеряли более $8 млрд.
– Если мерить решение о признании ДНР и ЛНР экономическими показателями, то картина может получиться удручающая: падение бирж, падение рубля, пустые прилавки, дефицит айпадов. Но в данном случае государство выполняет свою главную функцию – это защита населения. Согласно последним соцопросам, большинство россиян поддерживает решение о принятии жителей Донбасса. Все понимают, что нужно немного потерпеть, что людям нужно помочь. И хочу напомнить, что там 700 тысяч человек – граждане РФ.
Однако если взглянуть не на большой бизнес, а на простого человека, то окажется, что беспокойств там не меньше. Например, многие в Ростовской области опасаются, что за политическую делёжку придётся расплачиваться им. Экономистка Евгения Николаева пояснила, что эти опасения имеют под собой основания, хотя для паники нет причин.
– Предсказать ситуацию трудно. Вероятнее всего, сначала из-за наплыва рабочей силы рынок труда может немного просесть. Зарплаты по региону станут немного ниже, но несущественно. Кроме того, это явление будет кратковременным, потому что у рынка есть достаточный потенциал, чтобы найти место новым кадрам. Также это может даже подтолкнуть рост экономики, поскольку каждый из потенциальных работников – потенциальный потребитель, чьи нужды будет удовлетворять рынок. Это сразу даст активность в малом и среднем бизнесе, а в перспективе и в промышленности: чтобы занять рабочие руки возникнут новые предприятия.
В ряде российских регионов введён режим ЧС или режим повышенной готовности из-за массового прибытия эвакуированных с Донбасса. Людей размещают в школах, пансионатах или специальных центрах. Тем временем Берлин приостановил сертификацию газопровода "Северный поток -2", Лондон ввёл санкции против пяти российских банков, а Путин запросил у Совета Федерации разрешение на использование российской армии за рубежом. Просьбу эту одобрили. Остаётся надеется, что вся эта напряжённость не выльется в нечто большее и страшное.