– Друзья, вот и настал ваш звёздный час! – генеральный директор цирка Эдгард Запашный приветливо обращается к залу, заполненному почти под завязку. – Нам нужны пять совершеннолетних добровольцев, которые не побоятся выйти на манеж, запрыгнуть на лошадь и точно так же, как наши артисты, простоять на ней ровно один круг. Если получится, места в директорскую ложу вам гарантированы.
В старых кинофильмах в таких случаях зал пугливо замолкает, и на манеж едва ли не насильно выводят неказистого мужичка, который сперва изображает из себя неумеху, а затем вдруг оказывается профессиональным циркачом. Здесь, на открытой репетиции, всё по-честному. И добровольцев – море разливанное! Братья Запашные сами выбирают среди них двух молодых людей и трёх девушек, добавляя:
– Мы не преследуем цели кого бы то ни было высмеять или унизить. Просто даём вам возможность ощутить, что чувствует артист во время исполнения номера, и заодно попробовать свои силы.
Забегая вперёд, скажем: в директорскую ложу не попал никто. Да и на лошадь далеко не все запрыгнули с первого раза. Впрочем, публика все "выступления" встречала овацией – пожалуй, даже большей, чем та, которой удостоились чуть ранее профессиональные жокеи-наездники.
Земляк Запашного
– А сейчас вы увидите того, кого, к большому сожалению, в цирках уже редко можно встретить, – интригует публику Эдгард. – Фактически это человек. Он лишь недавно стал членом нашего коллектива. Зовут его Гермес, или, если ласково, Гера.
Распахиваются кулисы, и на манеже появляется детёныш шимпанзе в ярко-жёлтом худи, которого ведёт под ручку Аскольд Запашный. Гера виртуозно вышагивает по тросу, делает несколько акробатических движений, садится на шпагат, а на прощание трогательно обнимается со зрительницей.
– Мы с ним родственные души, – признаётся Эдгард. – В 1976 году я родился в Ялте. Полтора года назад Гера тоже появился на свет в этом городе. Вообще, мы имеем дело с одним из самых умных животных на Земле. По соображениям учёных, интеллект взрослого шимпанзе достигает уровня интеллекта восьмилетнего ребёнка. Это животное с огромным диапазоном возможностей, с ним безумно интересно.
Основной аудиторией этой репетиции были далеко не дети. Сегодня их в зале присутствовало лишь 20–30 процентов.Эдгард Запашный, генеральный директор Большого Московского цирка
Новый тигрёнок
Очаровательный примат покидает манеж, а зрителей просят не встречать аплодисментами следующих артистов. Да и свет надо приглушить. Всё это может артистов испугать, ведь им всего по полгодика. Тигрята Рианна и Рой, о которых Metro уже писало месяц назад, впервые предстают перед большой аудиторией. Подобно котятам, пушистые полосатики умильно играют с бантиком, который привязан к концу трости. Кажется, они уже научились не бояться сотен людей вокруг, громких голосов и вспышек фотокамер.
А у совсем крохотного трёхмесячного тигрёнка, которого вскоре выносят на манеж, пока нет даже имени. Здесь Запашные рассчитывают на фантазию зрителей: предложить свой вариант может любой в соцсетях цирка до 12 апреля.
– Всех наших животных мы называем в честь знаменитых певцов, – уточняет Эдгард. – Имя должно быть мужское, а также лёгкое для восприятия.
А как же без взрослого тигра? 12-летнего Рикки публика тоже встречает восторженно. Играть с бантиком ему почему-то не хочется, а вот принять угощение из рук очередного добровольца (тот перед выходом на манеж трижды перекрестился) – тут хищника дважды просить не надо.
Слониха и канат
Тигров сменяют канатоходцы. Здесь тоже не обходится без импровизации – бесстрашная девушка из зала преодолевает дистанцию сначала на плечах у артиста, а затем позади него, крепко держась за плечи. Справляются зрители и с другой ответственной миссией – вскарабкаться на аттракцион «Колесо жизни» (гигантское сооружение в форме восьмёрки, по словам Запашных, унесло жизни многих акробатов).
Завершается репетиция выходом слоних Марго и Прэтти. Первая, ухватив хоботом кисточку, рисует женский портрет. Вторая соревнуется с шестью крепкими мужчинами в перетягивании каната. Здесь не обходится без накладки – ушастая великанша далеко не с первого раза понимает, чего от неё хотят.
– В таком формате зритель прощает нам всё, – не скрывает гендиректор цирка, общаясь с журналистами. – Он с пониманием относится к тому, что в режиме реального времени у животного может что-то не получиться. Самим животным такие репетиции тоже идут на пользу. Посмотрите, сначала слониха не знала, что она должна делать, а в конце концов потянула, и все попадали – эффект был достигнут! Прэтти всё зафиксировала. В следующий раз, как только ей протянут канат, она утащит всех аж до вольера.
Шутка вечера от Запашного Зрители могли задавать вопросы участникам и ведущим открытой репетиции. Один мальчик поинтересовался у Запашного, сколько лет самому старому в мире цирковому артисту. – В Книге рекордов Гиннесса значится 92-летний клоун из Америки, – ответил Эдгард. – Но мне кажется, что президент Байден скоро побьёт этот рекорд.