В Буркина-Фасо начались слушанья по делу об убийстве африканского Че Гевары

Тома Санкара за пять лет своего правления сделал страну полностью независимой от иностранной помощи, но был убит группой заговорщиков. Metro поговорило с африканистом о личности революционера и его вкладе в благополучие людей
В Буркина-Фасо начались слушанья по делу об убийстве африканского Че Гевары
youtube / Business Indaba
Тома Санкара.

В Буркина-Фасо начались исторические слушанья по делу об убийстве бывшего президента страны Тома Санкара. Один из самых ярких революционеров XX века, которого называли африканским Че Геварой и самым честным и бедным президентом на свете, был убит в результате заговора и дальнейшего госпереворота в 1987 году. Возглавлял заговор Блэз Компаоре, который сразу же занял пост президента страны и оставался им вплоть до октября 2014 года.

Санкара родился 21 декабря 1949 года в колониальном владении Франции на западе Африки. Из-за того что его родители были представителями разных народностей, считался по рождению человеком "третьего сорта". Однако ему чудом удалось поступить в военное училище в Уганде, потом в офицерский учебный корпус в Камеруне и военную академию в Мадагаскаре. После учёбы принимал участие в ряде военных операций.

В 1981 году в результате военного переворота в Буркина-Фасо получил должность госсекретаря по информации, в 1983 году стал премьер-министром, но от первой должности отказался сам, обвинив руководство в подавлении оппозиции и профсоюзов, а второго поста был лишён в результате обвинения в крайне левых взглядах и ареста. Санкара был настолько популярен в народе и военных кругах, что через два месяца в стране поднимается восстание, в результате которого Тому освобождают и назначают председателем Национального совета (по факту – главой государства, президентом).

За время своего правления провёл ряд радикальных и популярных среди населения реформ. Именно при Санкара страна отказалась от своего колониального названия "Верхняя Вольта" и взяла то, которое действует и поныне (в переводе Буркина-Фасо означает "родина свободных людей").

При Санкара госчиновники обязаны были публиковать отчёты о своих доходах, сельское население было освобождено от местных аналогов барщины и оброка, который оно платило племенным вождям, была остановлена неконтролируемая лесозаготовка и запущена программа по озеленению страны, что позволило остановить разрастание пустыни Сахары. Была запрещена охота на диких животных, осуществлены проекты по устройству водохранилищ.

Во внешней политике достиг больших успехов, провозгласил независимость от "французских хозяев", отказавшись от услуг МВФ и Всемирного банка. В итоге страна полностью перестала зависеть от иностранной финансовой помощи.

Отдельно стоит сказать о его борьбе за эмансипацию женщин. Большой процент руководящих должностей в правительстве Санкара занимали женщины, что было нонсенсом, особенно в Африке; он установил равные права для всех, и женщины получили доступ к образованию. Кроме того, он законодательно запретил варварский обычай женского обрезания, принудительные браки и даже многожёнство.

Сам Санкара жил более чем скромно: он оставлял себе жалование армейского капитана в 450 долларов, а президентский оклад в полном объёме перечислял в фонд помощи сиротам. После гибели президента оказалось, что всё его имущество состоит из старого дешёвого авто, сломанного холодильника, который он купил ещё до революции, нескольких гитар и велосипедов. Все международные визиты совершал на обычных авиарейсах в общем салоне. На всех чиновников также распространялся запрет на полёты в бизнес-классе.

Долгое время материалы об убийстве Санкара хранились в архивах под грифом строгой секретности, однако теперь, спустя несколько десятилетий, большинство документов будет обнародовано. 

Metro поговорило со специалистом по Африке, преподавателем факультета востоковедения СПбГУ Александром Зданевичем о значении этого судебного процесса.

Прошло 24 года с момента убийства, почему только сейчас начались слушания?

Долгое время поднимать этот вопрос было просто никому не выгодно. Сейчас есть определённый запрос в обществе на реставрацию панафриканистических настроений, поэтому всю эту историю снова запускают. Те, кто стали причиной его гибели, в том числе Блэз Компаоре, довольно долго оставались у власти. И пока эта фигура не была сметена временем, то не было и намёков на то, чтобы передать этот вопрос на рассмотрение суда. Сейчас же затребовали и у французской стороны некоторые разъяснения, и рассекретили документы, вскрылись новые факты, которые, наверное, ещё многих удивят.

Какое значение для внутренней политической и общественной жизни страны имеет этот процесс, что он может поменять?

Новая волна панафриканизма, движение за права афроамериканцев в США – всё это невероятно популярно у африканской молодёжи. Но современные элиты, которые получают шанс принимать решения, по большей степени не готовы к ответственности. Не думаю, что этот судебный процесс приведёт к серьёзным катаклизмам, но да, он вызовет резонанс. Прецедент интересный.

Как сейчас в Буркина-Фасо относятся к личности Санкара? Он все ещё национальный герой или просто пережиток прошлой жизни?

Кампания по дискредитации его личности после гибели провалилась, потому что у него не оказалось ни банковских счетов, ни имущества. Санкара – яркий пример того, как далеко можно продвинуться, если правильно задействовать все рычаги государственного управления. Молодёжи он напоминает об образе такого бессребреника, который к тому же следует внятным примерам африканской культуры.

Образы Санкара и Че Гевары действительно похожи: человек в военной форме, в берете. Такого культа, конечно, не встретишь, но в Буркина-Фасо все Санкара знают, граффити с его изображением на всех заборах, ему стоят памятники в городах. Может быть, будут ещё инициативы по увековечиванию его имени, но культа не будет точно.