В Афганистане женщинам запретили публично петь и смотреть на чужих мужчин

“Талибан"* издал новый свод законов. Эксперт по Афганистану Андрей Серенко рассказал Metro, как в стране начали закручивать гайки и к чему это приведёт
В Афганистане женщинам запретили публично петь и смотреть на чужих мужчин
WAKIL KOHSAR / AFP or licensors
Афганские девочки в хиджабах читают священный Коран в исламской школе в Кандагаре.

Женский голос в представлении талибов* является теперь "интимной вещью", которая не предназначена для сторонних ушей. Ещё афганкам официально запретили смотреть на мужчин, с которыми они не связаны брачными или родственными узами. Аналогичный запрет распространён и на мужчин.

До этого афганским женщинам запретили показывать своё лицо в общественных местах, чтобы "избежать соблазна и соблазнения других".

МИНИСТЕРСТВО МИРА

Новые и старые ограничения были включены в официальную "Декларацию законов о пороках и добродетелях". Документ насчитывает 114 страниц и 35 статей. 

Теперь жёстко регламентированы многие аспекты повседневной жизни женщины. Так, ей следует тщательно подбирать одежду – запрещены тонкая, обтягивающая ткань, нельзя показывать очертания фигуры. Если эти правила будут нарушены, могут арестовать. 

Напомним, за издание свода светских правил отвечает министерство пропаганды добродетели и борьбы с пороками, созданное в стране в 2021 году – сразу после захвата власти новым режимом.

Возглавляющая миссию ООН в Афганистане Роза Отунбаева осудила деятельность министерства. По мнению правозащитницы, нововведения делают ограничения для женщин и девочек, живущих в Афганистане, ещё более жестокими.

"После длительных войн, в разгар ужасного гуманитарного кризиса, афганцы не заслуживают наказания, если они опаздывают на молитву или бросают взгляд на представителя противоположного пола", – цитирует Отунбаеву ABC News.

На её выступление отреагировал главный представитель афганского правительства Забихулла Муджахид. Он призвал к "глубокому пониманию этих законов и признанию исламских ценностей". "Отвергать эти законы без такого понимания, на наш взгляд, является проявлением высокомерия", – добавил он. 

КОЛХОЗНЫЙ ДЖИХАД

Режим в Афганистане начинает закручивать гайки, рассказал Metro директор аналитического центра Российского общества политологов (РОП) и руководитель Центра изучения афганской политики Андрей Серенко:

– Сначала они пытались всем понравиться, но на самом деле просто откладывали реализацию религиозной доктрины и набирались сил. Теперь же их руководство решило, что пора действовать. Так что движение потихоньку начинает обретать свой истинный вид. 

По словам Серенко, настоящее лицо режима – "абсолютно дремучий, или деревенский, джихад". Он напомнил, что в шариатских законах столь жёстких ограничений в правах женщин нет (например, по части учёбы или работы).

– Режим опирается на дремучие предрассудки глубинной части пуштунского населения (речь о пуштунской сельской или деревенской ультраконсервативной традиции, которая нередко весьма жестоко относится к правам женщин. – Прим. ред.). На мой взгляд, это исламская религиозная секта. Что бы они ни пытались доказать, вводимые ими ограничения не имеют подтверждения в других ханафитских (одна из четырёх каноничных правовых школ в суннитском исламе. Является самой распространённой среди всех правовых школ. – Прим. ред.) обществах или в других мусульманских странах, которые тоже разделяют ханафитский мазхаб.

Как считает эксперт, сейчас режим в Афганистане идёт примерно по пути ИГИЛ*. Хотя они конкурируют между собой на уровне политической реальности, но в религиозной доктрине всё больше сближаются.

– Все радикальные исламские группировки на уровне идеологии говорят примерно одно и то же. Просто есть разные бренды. Однако афганцы могут достичь того, что не получилось у конкурента, – построить радикальный шариат в рамках одной страны. 

* Признана террористической организацией и запрещена в России.