"Умирание и горевание тёмный лес, в нём нужен проводник": кто такие доулы смерти

В России постепенно набирает популярность новая профессия – доулы смерти. Metro поговорило с пионером-доулой в СНГ Сашей Леей Адиной Уикенден, чтобы узнать больше о том, что это за работа
"Умирание и горевание тёмный лес, в нём нужен проводник": кто такие доулы смерти
Из личного архива
Саша Леа Адина Уикенден.

Проводник с фонарём

У доул нет медобразования, они оказывают преимущественно моральную поддержку. Доула в чём-то координатор, в чем-то – психолог, немного сиделка и обладает рядом медицинских знаний о физиологии процесса, обезболивании, уходе за больным.

– Умирание и горевание – тёмный лес, и большинству непонятно, что в нём происходит, – рассказывает Metro Саша. – Доула смерти – хранитель "леса", она знает, как в нём ориентироваться. По сути, доула – проводник с фонарём, который говорит: "Идём со мной".

Саша подчёркивает: доулы смерти помогают людям в конце жизненного пути – как самим умирающим, так и их близким, переживающим этот непростой опыт.

– Они помогают готовиться к уходу, сопровождают "процесс умирания" и после смерти – в первые несколько недель – поддерживают семью умершего. Мы видели, как умирают люди, мы знаем, на что нужно обратить внимание, знаем, что нормально, а что нет. На доул можно опираться в этих вопросах. По большому счёту, эта история про то, что очень страшно проходить такие моменты в одиночку, и про то, что есть возможность с кем-то это разделить.

Саша – одна из первых, кто стал доулой смерти.
Из личного архива
Саша – одна из первых, кто стал доулой смерти.

Эксперт рассказывает, что быть первой в этом деле на территории СНГ ей было сложно (на Западе – в США, Канаде, Великобритании, Германии, отчасти в Израиле – доулы смерти практикуют уже более 20 лет, а первые курсы в СНГ открылись только в 2015 году). Одна из причин – табуированность темы смерти.

– Это не то, о чём мы открыто разговариваем. Из-за того, что мы об этом не говорим и не готовимся к этому, мы дико боимся смерти, и чем больше наш страх, тем меньше мы об этом говорим, – считает Саша. – Благодаря этому замкнутому кругу мы начинаем всё больше бояться. Мы пришли к той точке, когда весь мир заточен на отрицании смерти.

В современном обществе мы побаиваемся яркого горевания. И мы часто говорим тем, кто потерял близкого человека: "Что ты так горюешь, держись, жизнь наладится, ну сколько можно убиваться". И из-за неумения горевать можно застрять в горе надолго.
Саша Леа Адина Уикенд

Понять свои чувства и переживания

Обучение доул представляет собой короткий, но интенсивный курс. Своеобразное иммерсивное (погружающее в действие) путешествие в тему смерти и горя. Ученики исследуют смерть как явление, изучают, что такое страх смерти близкого человека. Много упражнений направлено на личную проработку опыта смерти. Поэтому доуле важно понять своё отношение к этой теме.

При этом доулы практичны – знают, как сделать процесс умирания конкретного человека более подходящим именно ему. То есть, у специалистов есть чёткие границы компетентности: если они понимают, что нужна специализированная помощь, то клиента отправляют, например, к психотерапевту или психиатру.

– В этой работе есть свой кодекс этики. В отношениях между доулой и клиентом не должно быть эмоциональной – дружеской или романтической связи. Это делает их более устойчивыми.

Эксперт отмечает, что будущие доулы приходят к профессии разными путями. Часто это происходит по зову сердца.

– Я знаю много доул, которые, попав в профессию, понимают, что это их дело. Они делают то, что должно, – делится Саша. – Некоторых в профессию приводит любопытство, интерес к теме смерти. Человек хочет узнать об этом больше. Есть те, кто приходит благодаря собственному опыту: кто-то из близких тяжело уходил или было сильное горевание. И благодаря "доульству" они хотят понять свои чувства и переживания. При этом в обучении таких людей есть ограничения – должно пройти с момента потери от полугода.

Опытнейшая доула Саша.
Из личного архива
Опытнейшая доула Саша.

Единственный гарантированный опыт в жизни

Взаимодействие доулы с семьёй умирающего происходит в несколько этапов. Если есть хотя бы несколько недель до предполагаемой смерти, то в этот период происходит планирование и обсуждение: где и как хотел бы умереть человек, как можно улучшить качество его жизни в последние дни, какие нужно создать условия, какую атмосферу.

Есть часть работы, которая связана с телесным комфортом, а есть – с ментальным. В последнем случае обсуждаются незавершённые дела, неразрешённые обиды, подводятся итоги жизни. Дальше идёт реализация "сценария умирания". Часто многое идёт не по плану, потому что каждая смерть – уникальна и спланировать всё детально сложно. Сценарий приходится адаптировать в процессе. В последующем специалист может поддержать семью на похоронах, если ей это будет комфортно, помочь с разбором вещей умершего.

– Мы реализуем также проект "наследие", если семья этого хочет, – продолжает Саша. – Например, снимаем кино, организуем выставку, сколачиваем какую-нибудь скамейку в парке – и так далее.

Эксперт отмечает, что люди привыкли готовиться к свадьбе, дню рождения, Новому году, экзаменам, но не к смерти. Хотя она – единственный гарантированный опыт в жизни.

– Подготовка к смерти даёт ясность и опору, делает процесс менее страшным – и более понятным. Люди доверяют доулам даже то, что не могут доверить самым близким. Когда разговариваешь с чужим человеком, открыться проще. Ты не задумываешься о его чувствах – это и есть работа доулы.

Очень странно, что мы не готовимся к смерти, как к другим важным событиям, – доула смерти.
Из личного архива
Очень странно, что мы не готовимся к смерти, как к другим важным событиям, – доула смерти.