Умерла старейшая олимпийская чемпионка и соперница Ларисы Латыниной

В начале года ушла из жизни старейшая олимпийская чемпионка Агнеш Келети, всего неделю не дожив до 104 лет. Metro вспоминает, как венгерка предпочла музыке спортивную гимнастику, прошла холокост и сравнялась по золотым олимпийским медалям в Мельбурне с Ларисой Латыниной
Умерла старейшая олимпийская чемпионка и соперница Ларисы Латыниной
AFP
Агнеш Келети, 16 января 2016 года. Даже в 95 лет она могла сесть на шпагат

Агнеш Келети умерла на рассвете в четверг, сообщил Nemzeti Sport.

Ухудшение в её состоянии произошло в последних числах декабря, когда её забрали в военный госпиталь в Будапеште с пневмонией и сердечной недостаточностью. Издание Index.hu поговорило с младшим сыном Келети Рафаэлем, находившимся во время беседы у её постели. "Мама заболела пневмонией. Её состояние было очень плохим, врачи отказывались от неё. Мокрота закупорила ей трахею, она задыхалась. К счастью, нам удалось убрать слизь, маме стало легче дышать, она уже улыбалась. Мы молимся за неё, надеемся, что она поправится. У неё огромная жизненная сила. Она выжила, когда несколько лет назад сломала бедренную кость. Мы бы хотели всей семьёй отметить её день рождения 9 января". К сожалению, этим планам не суждено было сбыться.

Премьер Венгрии Виктор Орбан скорбит: "Агнеш Келети, пятикратная олимпийская чемпионка, гордость нации, умерла... Покойся с миром!". Президент страны Тамаш Шуйок тоже сделал заявление: "Чемпионка ушла. От имени всей нации я прощаюсь с Агнеш Келети и разделяю боль её семьи и всего спортивного сообщества".

Когда Келети прожила ровно век, в интервью Associated Press она сообщила, что в 100 лет ощущает себя на 60. А когда Агнеш показали книгу, в которой её назвали королевой гимнастики, она лишь фыркнула: "Это преувеличение". Невероятная скромность всегда отличала её. И жизнелюбие. "Я очень люблю жизнь, — говорила она три года назад. — Здоровье — самое главное. Без него не будет и жизни. Я живу хорошо, вполне здорова. И это прекрасно!".

Музыкальная гимнастка

Агнеш родилась 9 января 1921 года в Будапеште, в доме на улице Ракоци. Тогда у неё была фамилия Кляйн, которую в 30-е сменили на Келети. Она стала вторым ребёнком у оптового торговца мясом Ференца Кляйна и его супруги Рожики Дьярфас. Тогда ещё не вошло в моду беременным лежать на сохранении в больнице, поэтому зажиточные буржуазные семьи предпочитали домашние роды. 

Как пишет Index, Ференц очень ждал мальчика и был так огорчён, что первое время смотреть не мог на Агнеш. Согласно легенде, он из мести начал растить из Аги — как её ласково называли в семье — пацанку. Развивали девочку всесторонне: гребля, плавание, туристические походы, верховая езда. И конечно, гимнастика. 

Однажды Лариса Латынина (на фото) лично убедилась в силе Агнеш Келети
Юрий Сомов / @РИА "Новости"
Однажды Лариса Латынина (на фото) лично убедилась в силе Агнеш Келети

В четыре года у малышки появилось пятнышко в лёгких и врачи рекомендовали ей стандартную в таких случаях терапию: упражнения Бесса Менсендика, американского тренера по спортивной гимнастике. Пятно быстро исчезло, а вот любовь к захватывающему виду спорта — уже никогда. Тем более, что в начальной школе в Будапеште Аги занималась на удивительных, скрипучих тренажёрах, казавшихся ей сказочными друзьями, с помощью которых она могла совершать удивительные трюки. Девочка замечталась, она искренне считала, что станет известной танцовщицей или гимнасткой, однако родители резко сменили вектор её развития, купив виолончель. 

Telex рассказывает, что Аги играла исключительно, даже выступала в Музыкальной академии, но однажды на рождественском празднике допустила промашку. Она собиралась сыграть "Лебедя" из сюиты "Карнавал животных" Камиля Сен-Санса, но внезапно в аудитории произошло короткое замыкание, и погружение во тьму сковало девочку, не сумевшую извлечь  из вверенного ей инструмента ни звука. 

И хотя ей пророчили славное музыкальное будущее, а родители грезили о симфоническом оркестре, о славе лучшей виолончелистки страны, сердце Аги всецело принадлежало спорту. Семья отправила её в секцию при евангелической средней школе, где она дважды в неделю занималась гимнастикой, но ей хотелось большего.

Всё изменилось в 1937 году. Агнеш приняли в единственный еврейский спортклуб в Будапеште, а спустя год она перешла в Национальную ассоциацию гимнастики, где её взял под опеку Йожеф Керестешши, серебряный призёр Олимпиады 1912 года. Вскоре она попала в сборную Венгрии, выиграла золото в произвольной программе и собиралась выступить против Италии в 1939 году... 

Однако с этого момента её ждали ужас и террор. 

Бегство из Будапешта, смерть отца в лагере

Капитан сбрной Венгрии Маргит Чиллик заявила руководству национальной команды, что было бы неправильно ставить Келети, девушку еврейского происхождения, в состав на поединок против фашистских итальянцев. С тех пор её регулярно не допускали до официальных соревнований, хотя она считалась очень перспективной и превосходила на голову многих своих соотечественниц. 

Олимпиаду-1940 отменили из-за Второй мировой, как и последующую. А ведь Агнеш могла начать собирать свою уникальную коллекцию медалей уже тогда.

Венгрия была союзником нацистской Германии, поэтому положение евреев в стране стало аховым. Оно даже ухудшилось, когда в 1944 году к власти пришла национал-социалистическая партия скрещённых стрел Ференца Салаши, а страну оккупировали немцы. Евреев стали массово убивать в лагерях смерти, эта участь не миновала и фабриканта Ференца Келети, отца Агнеш, погибшего в Освенциме. Так же умер и её дядя. Всего в холокосте погибли 550 000 венгерских евреев.

Сама спортсменка получила от легендарного секретаря шведского посольства в Венгрии Рауля Валленберга шуцпасс, который превращал венегрскую еврейку в гражданку Швеции. Также она вышла замуж за гимнаста Иштвана Сарканя, который был старше её на 8 лет, надеясь, что супружескую пару не станут депортировать. Наконец, спортсменка поселилась в защищённом от нацистов доме в Будапеште, но даже этого оказалось мало, и Агнеш все-таки пришлось бежать, чтобы не оказаться в газовой камере.

"Мне удалось купить удостоверение личности на имя христианской девочки, она была примерно того же возраста, что и я, — рассказывала Келети. — В Венгрии все евреи должны были носить жёлтую звезду, но я отказалась. С моими фальшивыми документами мне удалось сбежать. Я пряталась в деревне Салксентмартон и устроилась там на работу горничной". Келети не упомянула, что имя той девочки было Пироски Юхаша, а на документы она потратила все сбережения. Чтобы поддерживать спортивную форму, Агнеш много бегала. Ещё работала швеёй и рабочей на заводе по производству боеприпасов.

Иштван Саркань вернулся к Агнеш из концлагеря Маутхаузен, истощённый до костей. Они получили квартиру на улице Доба, перевезли туда мать, которую спас Рауль Валленберг, и начали жизнь заново. Впрочем, их брак продлился недолго, а после развода Агнеш влюбилась в женатого мужчину, известного венгерского режиссёра Иштвана Куташа.

Медальный станок

После краха нацистов Агнеш стала собирать все возможные медали на родине, о ней заговорили как о гимнастке экстра-класса. Всё шло к триумфальному выступлению на Олимпиаде-1948 в Лондоне, который всё ещё отстраивался после немецкой бомбёжки. 

Однако во время одной из тренировок в Челси Келети порвала связку в голеностопе, сорвавшись с колец. К следующей Олимпиаде ей должен был исполниться уже 31 год. 

Сейчас немыслимо, чтобы гимнастки могли добиться успеха в таком возрасте, но в то время ещё не было детского конвейера, тренеры не выжимали все соки из юных тел, на соревнованиях не приходилось показывать опасных для жизни трюков. Гимнастки выступали очень плавно, если не сказать — медленно. Однако Агнеш Келети опережала время.

"Когда я была маленькой и занималась гимнастикой, с нами проводила время тётя Аги — так мы к ней обращались, — рассказывала бывшая гимнастка Чисчу Суза в колонке для Nemzetisport.hu. — Она стала для меня образцом мужества, трудолюбия. Просматривая кадры старой кинохроники, я видела её выступления. Она была подтянутой, уверенной в себе, и в то же время гибкой. У неё была фигура чемпионки, с хорошей растяжкой, гибкостью в талии. Разговаривая о ней на сборах, мы понимали, что никогда не сможем достичь её высот. Но многие другие, кто хотел равняться на неё, тоже терпели неудачи. Для неё спортивная гимнастика была столь важна, что она ходила на тренировки, даже когда на венгерских улицах свистели пули. Она — пионер современной женской гимнастики. В ней уже прослеживалось сочетание акробатики и артистизма. Её движения были революционными, новаторскими. Трюки, которые она показывала на соревнованиях в 1951 году, считались тогда новой формой искусства. А ведь в её время было не так уж много качественных гимнастических снарядов".

На Олимпиаде в Хельсинки Агнеш взяла золото в вольных упражнениях и ряд других медалей. С наградой высшей пробы на шее она общалась с репортёрами, едва сдерживая слёзы. Ей было тяжело принять тот факт, что она пропустила три Олимпиады, две — из-за войны, одну — из-за травмы. "Я стала одной из лучших в Венгрии, шесть раз выиграв чемпионат страны. Я добилась успехов на нескольких международных соревнованиях. Поэтому всё, чего мне хотелось, — победить на Олимпиаде", — рассказывала Келети прессе. 

Через два года она стала чемпионкой мира в Риме (брусья), скульптор Жигмонд Кишфалуди посвятил ей статую, а на венгерской верфи Обуда одна из соцбригад взяла имя Агнеш Келети.

Цифра
4
золотые медали возьмет на Олимпиаде в Мельбурне Лариса Латынина. Столько же, сколько и Агнеш Келети

Итальянская пресса с энтузиазмом писала о сборной Венгрии. В качестве музыки девушки выбрали "Танцы Галантаи" Золтана Кодая. Журналисты отмечали, что венгерки во главе с Келети выполняли на снарядах упражнения так элегантно, что их движения были очень похожи на балетные.

А в 1956 году Венгрия оказалась в огне "контрреволюционного фашистского мятежа", как его принято называть в советской историографии. Советские войска вынуждены были подавлять восстание против просоветского режима. Настроения среди венгерского населения были глубоко националистическими, антисоветскими и антирусскими. Революцию удалось подавить к ноябрю. 

Начало событий Келети застала на сборах в Тате, она видела танки, а однажды пуля пробила стену спортзала, где она тренировалась. Но вскоре лидер сборной по спортивной гимнастике выехала в Прагу, где села на самолёт до Мельбурна. Там проводилась Олимпиада, на которую она возлагала много надежд. В австралийском аэропорту её встречала родная сестра Вера, которую она не видела десять лет.

Келети холодно отнеслась к провалу революции, хотя ей об этом рассказывали мало, а перед соревнованиями у неё даже были упаднические настроения. "Я чувствую, что могу снова выиграть Олимпиаду. Но Латынина — великая соперница. И она моложе меня на 14 лет", — писала Агнеш в дневнике. А ещё её беспокоила травма ахиллова сухожилия. Это не помешало ей взять четыре золотые награды (брусья, бревно, вольные и групповые упражнения). В многоборье Агнеш завоевала серебро, и на пьедестале ей горячо жала руку Лариса Латынина, не скрывая улыбку победителя. 

Золотые медали Агнеш Келети, которые она выиграла в Хельсинки и Мельбурне
ATTILA KISBENEDEK / AFP
Золотые медали Агнеш Келети, которые она выиграла в Хельсинки и Мельбурне

И это на фоне той антипатии, которую испытывали венгерские и советские спортсмены друг к другу. Так, в четвертьфинале соревнований по водному поло встретились сборные двух враждующих стран, и во время матча случилась массовая драка, пролилась кровь.

Но Келети старалась не обращать внимания на нездоровый ажиотаж. Она познала настоящий триумф. "Знаете, годы идут, а те аплодисменты в моих ушах не прекращаются, — говорила она. — Я думаю, мы, венгерские гимнастки, оказали большое влияние на развитие нашего вида спорта. Мы жаждали, чтобы нам аплодировали. И выигрывали". Когда она взяла своё пятое олимпийское золото в Мельбурне, на трибунах ей рукоплескал принц Филипп, муж королевы Елизаветы.

"Хочу на небеса, оно того стоит"

Агнеш Келети ждали дома, в Будапеште. Местная пресса обещала встречать её в декабре цветами. Однако многие венгерские спортсмены после подавления восстания не вернулись на родину. Большинство уехало в США, а Келети осталась с сестрой в Мельбурне. Затем решила жить в Германии, и уже оттуда перебралась в Израиль, где осталась надолго. 

Она вышла замуж во второй раз, теперь за более молодого, красивого, обаятельного мужчину по имени Роберт Биро, которому родила двух сыновей, Даниэля  и Рафаэля, хотя ей было уже за 40. В автобиографии она писала, что благодаря Биро узнала, что такое настоящая любовь. 

В Венгрию она вернулась лишь в 1983 году, когда там проходил чемпионат мира по спортивной гимнастике. К тому времени она уже стала заслуженным тренером. В Израиле Агнеш, по сути, подняла женскую спортивную гимнастику, не зря премьер-министр страны Биньямин Нетаньяху вручил ей Премию Израиля в 2017 году. И всё же остаток жизни она провела в Венгрии.

И хотя возраст брал своё, Агнеш никогда не унывала. У неё было отличное чувство юмора. "Избегайте зеркал, — говорила она. — И тогда сможете выглядеть настолько старыми, насколько захотите". Пока здоровье позволяло, она занималась спортом каждый день, и в 100 лет могла сесть на шпагат, при этом с удовольствием ела спаржу.

Келети очень любила путешествовать и смеяться. В преддверии её столетнего юбилея журналист спросил, куда она ещё хочет поехать. "На небеса, но оно того стоит", — ответила легендарная чемпионка со своим характерным хриплым смехом.

Факты

Брала 5 золотых, 3 серебряные и 4 бронзовые олимпийские награды;
На её счету — золото, серебро и бронза чемпионата мира в Риме;
48 индивидуальных побед на чемпионатах Венгрии;
Заслуженный спортсмен Венгрии (1954);
Член Клуба бессмертных (1992);
Вошла в Международный зал славы спортсменок (2001), Зал славы Международной федерации гимнастики (2002)