Умер последний из Малышей Басби, избежавший авиакатастрофы с футболистами "МЮ"

"Красные дьяволы" сообщили о смерти Джеффа Уайтфута. Он – последний из членов великой команды Мэтта Басби. Metro вспоминает ту команду и трагедию в Мюнхене 1958 года
Умер последний из Малышей Басби, избежавший авиакатастрофы с футболистами "МЮ"
SIPA/Fotodom
Самолёт с Малышами Басби на борту развалился и сгорел – трагедия потрясла всех поклонников футбола, особенно британцев

В 1957 году Уайтфут перешёл из "МЮ" в "Гримсби Таун" — его место в основе клуба из Манчестера занял Эдвард Колман. А через 3 месяца Уайтфут узнал, что его бывшие одноклубники разбились (среди погибших был тот самый Колман).

Команда-сенсация

Прозвище Малыши Басби придумал журналист Фрэнк Никлин. Он назвал так команду в 1951 году, побывав на матче с "Ливерпулем". Тренер манкунианцев бросил тогда в игру 2 молодых игроков, после чего пошёл процесс омоложения состава. На удивление команда не просела в результатах, напротив, выиграла аж 3 чемпионских титула! В какой-то момент средний возраст игроков Басби составлял всего 22 года.

Экс-тренер "МЮ" Алекс Фергюсон говорил, что Басби был смелым. "В футболе все ждут результат, тренеры могут потерять работу, если команда играет плохо. А строить чемпионский коллектив с помощью молодёжи — это смело!" — рассказывал он для United Review.

Наследие Басби

5 февраля 1958 года "МЮ" прошёл в Кубке европейских чемпионов белградский клуб "Црвена Звезда". Ответный матч закончился вничью 3:3, и за счёт победы в первом клуб проследовал в полуфинал. А ведь британцы ещё никогда не выигрывали турнир! После этого Малыши Басби отправились домой. В Германии их самолёт должны были дозаправить. 

Последняя фотография игроков «Манчестер Юнайтед» перед мюнхенской трагедией
SIPA/Fotodom
Последняя фотография игроков «Манчестер Юнайтед» перед мюнхенской трагедией

Дважды лайнер пытался взлететь в снежный буран, но возвращался, поскольку не набирал нужную скорость для взлёта. А на третьей попытке произошло крушение — снова не набрав высоту, самолёт покинул пределы взлётно-посадочной полосы, пробил ограждение безопасности и врезался в здания, которые находились за ним. Лайнер развалился на части и загорелся. На месте погибло 20 человек, позже — ещё трое. Среди погибших было 8 футболистов "МЮ". Вратарь сборной Северной Ирландии Гарри Грегг, который сам не пострадал, спас из-под обломков двух своих товарищей по команде — Бобби Чарльтона и Денниса Вайоллета, которые были без сознания, а ещё — беременную пассажирку и её дочь.

Тренер Басби был тяжело ранен, но выжил. Он остался в клубе, с ним "МЮ" снова стал чемпионом Англии в 1965 году, а в 1968-м выиграл Кубок европейских чемпионов! А ведь после авиакатастрофы только 7 манкунианцев продолжили карьеру. 

Победу "МЮ" в еврокубке увидел 7-летний Патрик Бёрнс. Сейчас он председатель мемориального фонда Manchester Munich. "Кубок 1968 года стал для нас Святым Граалем, — цитирует Бёрнса сайт fcbayern. com. — Многие стали болеть за клуб именно из-за парней Басби".

Легендарный Бобби Чарльтон вскоре после катастрофы
SIPA/Fotodom
Легендарный Бобби Чарльтон вскоре после катастрофы

"МЮ" до сих пор вспоминает ту команду. Каждый год по погибшим объявляют минуту молчания.

От героя до изгоя

Поначалу пилот разбившегося самолёта Airspeed AS.57 Ambassador Джеймс Тейн был объявлен героем. С помощью топора он пытался освободить из кабины своего коллегу Кеннета Реймента, хотя вокруг бушевал огонь.

Как пишет Express, затем немцы провели расследование и официально объявили, что причиной трагедии стали обледеневшие крылья, а значит, виноваты пилоты, не счистившие наледь. С тех пор Тейна обвиняли во всех грехах, даже в том, что он потерял капитанскую фуражку во время крушения! 

Лишь в 1969-м британцы провели новое расследование и выяснили, что набирать скорость мешала слякоть в конце взлётно-посадочной полосы, а за это отвечала уже администрация аэропорта.

Цифра
23
самолёта Airspeed AS.57 Ambassador было построено

Заслуженный лётчик России Юрий Сытник уверен, что ответственность за авиакатастрофу должны разделить между собой все. 

— Тогда был снегопад, но морозило несильно — поэтому на полосе появилась слякоть, — рассказал Metro Сытник. — Когда экипаж пытался взлететь, то самолёт медленно разгонялся из-за большого сопротивления. Видимо, слой слякоти на полосе был приличный. В то же время из-под колёс летел мокрый снег, который "забивал" крылья. Было нарушено равномерное обтекание плоскостей крыла, а в этом случае скорость для отрыва самолёта нужна выше; кроме того, самолётом надо управлять плавнее, чётче. Видимо, экипаж оказался не готов к таким условиям, было некорректное управление рулём высоты, крылья оказались грязными. Обвинять конструкцию самолёта, администрацию аэродрома или экипаж неправильно, каждый был виноват по чуть-чуть.

Как бы то ни было, Тейн больше никогда не пилотировал и умер в 54 года от сердечного приступа.

Факты

40 лет "Ман Юнайтед" не мог выиграть чемпионат Англии, пока Мэтт Басби не сломил эту серию в 1951 году. 

6 февраля 1958 года в Мюнхене погибли 8 игроков "Ман Юнайтед": Джефф Бент, Роджер Бёрн, Эдди Колман, Дункан Эдвардс, Марк Джонс, Дэвид Пегг, Томми Тейлор и Лиам Уилан. 

После авиакатастрофы Мэтт Басби ещё дважды приводил команду к победе в чемпионате Англии (всего на его счету 5 таких побед). 

В 2011-м вышел фильм "Юнайтед", в котором отражены события тех дней. Картина показывает, как "МЮ" восстанавливался из пепла — в буквальном смысле.