В 1957 году Уайтфут перешёл из "МЮ" в "Гримсби Таун" — его место в основе клуба из Манчестера занял Эдвард Колман. А через 3 месяца Уайтфут узнал, что его бывшие одноклубники разбились (среди погибших был тот самый Колман).
![Умер последний из Малышей Басби, избежавший авиакатастрофы с футболистами "МЮ"](https://static.gazetametro.ru/media/20240704100744/90a193fe-7449-4635-add7-88baf1e7d00b.jpg)
Команда-сенсация
Прозвище Малыши Басби придумал журналист Фрэнк Никлин. Он назвал так команду в 1951 году, побывав на матче с "Ливерпулем". Тренер манкунианцев бросил тогда в игру 2 молодых игроков, после чего пошёл процесс омоложения состава. На удивление команда не просела в результатах, напротив, выиграла аж 3 чемпионских титула! В какой-то момент средний возраст игроков Басби составлял всего 22 года.
Экс-тренер "МЮ" Алекс Фергюсон говорил, что Басби был смелым. "В футболе все ждут результат, тренеры могут потерять работу, если команда играет плохо. А строить чемпионский коллектив с помощью молодёжи — это смело!" — рассказывал он для United Review.
Наследие Басби
5 февраля 1958 года "МЮ" прошёл в Кубке европейских чемпионов белградский клуб "Црвена Звезда". Ответный матч закончился вничью 3:3, и за счёт победы в первом клуб проследовал в полуфинал. А ведь британцы ещё никогда не выигрывали турнир! После этого Малыши Басби отправились домой. В Германии их самолёт должны были дозаправить.
![Последняя фотография игроков «Манчестер Юнайтед» перед мюнхенской трагедией](https://static.gazetametro.ru/media/2024070411078/5c1916ad-2990-45d7-9073-fb3ee3699000.jpg)
Дважды лайнер пытался взлететь в снежный буран, но возвращался, поскольку не набирал нужную скорость для взлёта. А на третьей попытке произошло крушение — снова не набрав высоту, самолёт покинул пределы взлётно-посадочной полосы, пробил ограждение безопасности и врезался в здания, которые находились за ним. Лайнер развалился на части и загорелся. На месте погибло 20 человек, позже — ещё трое. Среди погибших было 8 футболистов "МЮ". Вратарь сборной Северной Ирландии Гарри Грегг, который сам не пострадал, спас из-под обломков двух своих товарищей по команде — Бобби Чарльтона и Денниса Вайоллета, которые были без сознания, а ещё — беременную пассажирку и её дочь.
Тренер Басби был тяжело ранен, но выжил. Он остался в клубе, с ним "МЮ" снова стал чемпионом Англии в 1965 году, а в 1968-м выиграл Кубок европейских чемпионов! А ведь после авиакатастрофы только 7 манкунианцев продолжили карьеру.
Победу "МЮ" в еврокубке увидел 7-летний Патрик Бёрнс. Сейчас он председатель мемориального фонда Manchester Munich. "Кубок 1968 года стал для нас Святым Граалем, — цитирует Бёрнса сайт fcbayern. com. — Многие стали болеть за клуб именно из-за парней Басби".
![Легендарный Бобби Чарльтон вскоре после катастрофы](https://static.gazetametro.ru/media/20240704110712/12d876438598babc72feaeb095fd497916f8d3c41717125e136b916dafc2c855.jpg)
"МЮ" до сих пор вспоминает ту команду. Каждый год по погибшим объявляют минуту молчания.
От героя до изгоя
Поначалу пилот разбившегося самолёта Airspeed AS.57 Ambassador Джеймс Тейн был объявлен героем. С помощью топора он пытался освободить из кабины своего коллегу Кеннета Реймента, хотя вокруг бушевал огонь.
Как пишет Express, затем немцы провели расследование и официально объявили, что причиной трагедии стали обледеневшие крылья, а значит, виноваты пилоты, не счистившие наледь. С тех пор Тейна обвиняли во всех грехах, даже в том, что он потерял капитанскую фуражку во время крушения!
Лишь в 1969-м британцы провели новое расследование и выяснили, что набирать скорость мешала слякоть в конце взлётно-посадочной полосы, а за это отвечала уже администрация аэропорта.
Заслуженный лётчик России Юрий Сытник уверен, что ответственность за авиакатастрофу должны разделить между собой все.
— Тогда был снегопад, но морозило несильно — поэтому на полосе появилась слякоть, — рассказал Metro Сытник. — Когда экипаж пытался взлететь, то самолёт медленно разгонялся из-за большого сопротивления. Видимо, слой слякоти на полосе был приличный. В то же время из-под колёс летел мокрый снег, который "забивал" крылья. Было нарушено равномерное обтекание плоскостей крыла, а в этом случае скорость для отрыва самолёта нужна выше; кроме того, самолётом надо управлять плавнее, чётче. Видимо, экипаж оказался не готов к таким условиям, было некорректное управление рулём высоты, крылья оказались грязными. Обвинять конструкцию самолёта, администрацию аэродрома или экипаж неправильно, каждый был виноват по чуть-чуть.
Как бы то ни было, Тейн больше никогда не пилотировал и умер в 54 года от сердечного приступа.
Факты
40 лет "Ман Юнайтед" не мог выиграть чемпионат Англии, пока Мэтт Басби не сломил эту серию в 1951 году.
6 февраля 1958 года в Мюнхене погибли 8 игроков "Ман Юнайтед": Джефф Бент, Роджер Бёрн, Эдди Колман, Дункан Эдвардс, Марк Джонс, Дэвид Пегг, Томми Тейлор и Лиам Уилан.
После авиакатастрофы Мэтт Басби ещё дважды приводил команду к победе в чемпионате Англии (всего на его счету 5 таких побед).
В 2011-м вышел фильм "Юнайтед", в котором отражены события тех дней. Картина показывает, как "МЮ" восстанавливался из пепла — в буквальном смысле.