Учёные выяснили, на каком языке разговаривали неандертальцы

Наши сгинувшие кузены – неандертальцы – скорее всего разговаривали на приглушённом отрывистом языке с большим количеством согласных
Учёные выяснили, на каком языке разговаривали неандертальцы
frantic00 / Copyright (c) 2022 frantic00/Shutterstock. No use without permission.
Неандертальцы, как и люди современные, имели язык.

Накануне на западном портале научных препринтов для гуманитарных наук PsyArXiv было опубликовано исследование Антонио Бенитез-Буррако, доцента кафедры испанского языка, лингвистики и теории литературы филологического факультета Севильского университета (Испания) под названием "Пример неандертальского языка: междисциплинарный подход".

– Мы приходим к выводу, что неандертальцы, возможно, говорили на языках, сходных с человеческими, хотя, возможно, менее структурно сложных и функционально гибких, – отмечается в материале.

Автор исследования отмечает, что неандертальцы были способны воспроизводить большинство вокальных звуков, встречающихся в современных языках анатомически современного человека, хотя и с некоторыми незначительными отличиями, "поскольку у них могли быть проблемы с гласными, которые более различаются акустически и которые встречаются во всех человеческих языках".

Учёный анализирует строение мозга и на основании внутренней поверхности черепа неандертальцев делает выводы о мышлении архаичного человека, которое якобы давало ему возможность использования сложной грамматики. Также он обращает внимание, что в ДНК наших канувших в Лету "двоюродных братьев" обнаружены генные сети, связанные с вокалом и языком.

– Таким образом, можно было бы заключить, что неандертальцы действительно "говорили", но также и то, что их "речь", возможно, была менее понятной, чем наша, – предполагает испанский исследователь.

Он также считает, что речь неандертальцев была резкой, "брутальной", приглушённой и отрывистой.

– Что касается предполагаемых фонологических особенностей этих языков, можно было бы предсказать богатый консонантизм (от лат. consonans – "согласный звук". – Прим.ред.), чему способствовала холодная, сухая и открытая среда, в которой жили неандертальцы, но также и из-за сокращения интервала между гласными в результате незначительных анатомических различий", – считает Антонио Бенитез-Буррако.

Как рассказал Metro доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Станислав Дробышевский, язык позволял неандертальцам передавать свои технологии по наследству.

– Неандертальцы могли повлиять на язык современных людей, но сейчас очень сложно отследить, каким образом это влияние и взаимопроникновение происходило, – говорит антрополог.