В Московском городском педагогическом университете уже давно поняли – сопротивляться ИИ бесполезно. Тогда почему бы не попробовать с ним подружиться?
– Мы решили научить чат-бот нашим делам, заставить его работать на нас. И первое, что мы сделали, – попытались научить его преподавать студентам педагогику, – рассказал Александр Савенков, член-корреспондент Российской академии образования, доктор психологических наук, директор Института педагогики и психологии образования МГПУ. – Взяли все научные работы Ушинского и шесть томов Выготского – и загрузили в чат-боты.
Правда, использовать "имя Ушинского всуе" профессорам показалось неэтичным, и чат-боты всё-таки получили названия "Аспирант Ушинского" и "Аспирант Выготского".
– Мы сами ещё до конца не знаем, что он может, но точно значительно больше того, что мы можем себе вообразить. Он уже способен, например, давать задания студентам, составить для них тест или даже учебный план, – объясняет Александр Ильич. – Студент же в любой момент своей жизни может достать из кармана телефон и начать общаться с "Ушинским", задавать ему любые вопросы... И бот будет отвечать ему в логике Ушинского – это очень интересно и очень нам это дело понравилось.
Кстати, чат-бот-аспирант не беспардонный искусственный интеллект и, если не знает ответа на вопрос, так и признается, воды лить не станет. Тут студентам тоже есть чему поучиться!
– Но главная задача искусственного интеллекта в образовании – это образование персонифицировать. И это тоже уже он может – работать со студентом в режиме полного усвоения, – говорит Савенков. – И он точно не будет раздражаться, пятьдесят раз повторяя одно и то же!
Metro задало чат-ботам каверзные вопросы о современном воспитании
Что делать, если ребёнок считает себя кошкой?
Аспирант Ушинского: Если ребёнок считает себя кошкой, это может быть связано с неполнотой детской памяти и деятельностью рассудка. <...> В этом случае важно помочь ребёнку расширить свои представления о мире.
Аспирант Выготского: Если ребёнок считает себя кошкой, это может быть проявлением его фантазии или способом справиться с какими-то эмоциями. Поговорите с ребёнком. <...> Узнайте, что это для него значит.
Можно ли наказывать ремнём?
Аспирант Ушинского: Физические наказания не являются приемлемым методом воспитания. Важно искать альтернативные способы решения конфликтов и поддержания дисциплины, основанные на уважении и диалоге.
Аспирант Выготского: Наказание ремнём может иметь разные последствия для развития ребёнка и его психики. Однако каждый случай индивидуален, и решение о том, как воспитывать ребёнка, должны принимать родители, опираясь на свои ценности и принципы.
Как отучить ребёнка лизать железо на морозе?
Аспирант Ушинского: Отучить ребёнка лизать железо на морозе можно, объяснив ему, что это опасно для здоровья. Расскажите о том, что может произойти, если он будет лизать железо в мороз: можно простудиться или обжечь язык.
Аспирант Выготского: Расскажите ему о возможных последствиях такого поведения. Покажите, как неприятно и больно может быть, если он всё-таки лизнёт железо. Для этого вы можете сами провести этот эксперимент (если уверены в своих действиях).
Что делать, если мой ребёнок умнее меня?
Аспирант Ушинского: Если ваш ребёнок умнее вас, то это прекрасно! Это значит, что у него есть потенциал для развития и обучения. Ваша задача как родителя – создать условия для его развития, поддерживать его интересы и помогать ему.
Аспирант Выготского: Если ваш ребёнок умнее вас, это не должно быть поводом для беспокойства. Каждый человек уникален и обладает своими способностями и талантами.
Может ли ребёнок доверять чат-ботам?
Аспирант Ушинского: Ребёнку можно разрешить пользоваться моими услугами под присмотром взрослых. Важно объяснить ему, что я не всегда могу дать правильный ответ и что некоторые вопросы лучше задавать людям.
Аспирант Выготского: Ребёнок может доверять мне в некоторых вопросах, но важно объяснить ему, что я всего лишь программа, которая создана для помощи людям. Я не обладаю чувствами и эмоциями.