Убитый глава "Хезболлы" попадёт на знамёна священной борьбы

Лидер организации Хасан Насралла и другие командиры были убиты в результате израильских авиаударов по Бейруту. Metro выяснило, как эти потери повлияют на арабо-израильский конфликт
Убитый глава "Хезболлы" попадёт на знамёна священной борьбы
AFP or licensors
Митинги против агрессии Израиля прошли по всему миру. На фото демонстранты в Австралии держат портреты убитого лидера «Хезболлы»

Вечером 27 сентября Израиль нанёс авиаудар по штабу "Хезболлы" в южном пригороде Бейрута в Ливане. На следующий день ЦАХАЛ отчиталась о ликвидации лидера организации Хасана Насраллы. Вскоре это подтвердили и представители самого движения. Metro попросило востоковеда Арсения Григорьева рассказать, к чему это может привести.

ПОДОБНО ГИДРЕ

Ликвидация Насраллы и других лидеров движения вряд ли сможет остановить идущую на Ближнем Востоке войну, уверен Григорьев. 

— Харизма идеологического лидера важна. Его убийство вводит в ступор и временное замешательство сторонников. Но на месте отрезанной головы вырастают две новых, а образ падшего лидера поднимается на знамёна священной борьбы. 

Как отметил эксперт, структура ближневосточных религиозно-партийных группировок всегда децентрализована. Ликвидации лидера "Хезболлы" недостаточно для полного уничтожения сложной сетевой организации с обширной военной инфраструктурой. 

— Как и в случае с ХАМАС, места убитых займут их ближайшие соратники, зачастую не менее воинственные и идейные. "Хезболла" и ХАМАС уже объявили о создании общего антиизраильского фронта.

ЛИК ВОЙНЫ НА ВОСТОКЕ

И "Хезболла", и Иран морально готовы к началу наземной фазы операции в Южном Ливане, без которой разгром "Хезболлы" невозможен.

— Однако, как показывает опыт в секторе Газа, ЦАХАЛ рискует увязнуть в боях в сложном гористом ландшафте Южного Ливана, который хорошо подходит для партизанского сопротивления. Местность там пронизана сетью подземной инфраструктуры "Хезболлы". 

Идеальным сценарием для Ирана станет втягивание Израиля в изнуряющую наземную операцию против своих прокси на два фронта — северном и южном.

При этом Израиль, вероятно, умышленно идёт по пути эскалации, — уточнил Григорьев, — понимая, что дальнейшее нарастание мощи иранских прокси может привести к паритету сил или превосходству противника.

В этой ситуации, пока военное и технологическое преимущество на стороне ЦАХАЛ, победой станет ликвидация атакующего потенциала проиранских группировок на границе и уничтожение их баллистического арсенала, который держит Израиль в постоянном напряжении. 

— ЦАХАЛ стремится обнулить усилия Ирана по наращиванию боевой мощи своих прокси и подрезать возможности Ирана по окружению страны.

Но на данном этапе пока сложно давать прогнозы, отметил Григорьев. США признают неготовность к затяжным полномасштабным конфликтам, а Иран при этом обладает высоким мобилизационным ресурсом. 

Израиль, скорее всего, обладает ядерным оружием и возможностью нанести иранской инфраструктуре серьёзный ущерб дальнобойным оружием. Вариативность сценариев колеблется от обмена баллистическими ударами до полноценной ядерной катастрофы.

Прямое столкновение Израиля и Ирана способно вывести ближне-восточный конфликт на новый уровень эскалации с ядерной перспективой и вовлечение широкого круга мировых геополитических игроков.