Отечество Щелкунчика
Щелкунчик и господин Дроссельмейер, как мы помним, жители непростого города Нюрнберга. Долгое время вольный город называли европейской столицей игрушек. Здесь изобрели деревянных рыцарей и стойкого оловянного солдатика. Огромная коллекция именно нюрнбергских солдатиков, отличавшихся особой тонкостью выделки, была у Николая I. Играл сам, покупал детям и внукам. В 1851 году Николай Павлович оплатил последний счёт за игрушки из петербургского "Пассажа": таковыми были 26 коробок нюрнбергских солдатиков.
Нюрнберг же стал и одним из пионеров механической игрушки. Уже в начале года у великих князей дома Романовых появились паровые машины и железные дороги... "Игровая комната волшебная. Во-первых, по полу идёт железная дорога, маленькая, но настоящая, с тремя классами вагонов, стоят полки солдат с киверами, с красками вагонов...", – восторженно вспоминал один из гостей.
Гаджеты прекрасной эпохи
А в 1890-е, почти одномоментно с оригиналом, начали появляться первые игрушечные механические автомобили. Занимались ими почтенные фирмы: Гюнтерманн, Каретт, Хесс, братья Бинг. Научно-технический прогресс и передовую инженерную мысль доставляли в детские комнаты Германии ещё тёплыми, новорождёнными: машины, корабли, самолёты, дирижабли, оптику и технические игрушки. Всё было, насколько возможно, детально и правдоподобно: открывались двери, гудели гудки, светились фары, и фарфоровый шофёр улыбался фарфоровым же пассажирам.
Стоили эти гаджеты баснословно дорого и уже поэтому просто не могли не попасть в Россию. Нюрнбергские машинки легко представить в детской Владимира Набокова на Большой Морской, в мамонтовских, хлудовских, прохоровских домах и дачах и, конечно, в домах высшего сословия.
Сегодня эти автомобильчики можно увидеть на московских аукционах.
– Иногда такие модели покупают коллекционеры настоящих винтажных машин... Одна из коллекций – более 30 машин – была продана за 3 миллиона рублей, – говорит Сергей Бурмистров, директор аукционного дома “Литфонд”. – Но востребованы и редкие советские модели. Например, модель зиловского хлебного фургона начала 1970-х может стоить несколько тысяч долларов, 200–300 тысяч рублей.
На днях на аукционе "Литфонда" появились сразу пять редчайших винтажных моделей – три нюрнбергских и две польской фабрики.
Большой лимузин George Carette&Co. Фирма была основана в 1886 году в Нюрнберге Жоржем Кареттом. Он начинал как поставщик фирмы Bing, потом открыл собственное производство. В 1893 году на Всемирной Колумбийской выставке в Чикаго Каретт представил собственную разработку — игрушечный трамвай, оснащённый электрическим приводом. Новинка произвела сенсацию. Примерно с 1905 года фирма выпускала машинки и модели кораблей, самолёты, дирижабли, оптику. Высокое качество этих игрушек из жести обеспечило им отличную сохранность. Продан на аукционе за 190 000 рублей (стартовая цена - 30 000).
Открытый лимузин George Carrette стал самым дорогим лотом в коллекции игрушек. При стартовой цене 30 000 рублей он ушел за 300 000!
Двухэтажный автобус от Gebrüder Bing. Компания была основана в Нюрнберге братьями Игнацем и Адольфом Бинг. Первоначально производила металлическую кухонную утварь, но произвела фурор на рынке обширными модельными рядами. поездов и живых паровых машин. К 1905 г. Gebrüder Bing была признана крупнейшей в мире производителем игрушек. Хотя Бинг производил множество самых разных моделей, сегодня лучше всего его помнят по игрушечным поездам и устройствам, приводимым в действие паром. Также братья Бинг выпускали научные и образовательные пособия, огромный ассортимент посуды, оргтехники, проигрывателей, электротоваров. В 1933 г. компания была ликвидирована – братья Бинг покинули страну из-за прихода Гитлера и основали новое предприятие в Англии. Продан за 190 000 рублей (стартовая цена - 60 000).
Автобус Minerwa, произведён в Польше (предположительно, по немецкой лицензии). Продан по стартовой цене - 10 000 рублей.
Все модели – с часовым механизмом, замещающим двигатель. Особенный интерес представляет "железная дорога" (см. главное фото) , которой не нужны рельсы. Бесколейный поезд с локомотивом, пятью вагонами плюс вагонеткой для угля легко движется по паркету. Редчайшая вещь. На аукционе "Литфонда" за нее отдали 120 000 рублей (при стартовой цене 90 000).