В одежде чёрный цвет – самый популярный, однако в архитектуре он используется достаточно редко: в столице здания, "облачённые" в чёрное, можно пересчитать по пальцам. Один из броских примеров – жилой комплекс Cloud Nine неподалёку от Кремля. Реконструированное в наши дни, здание было построено в XIX–XX веках и ранее служило типографией, в которой печатали этикетки и фантики для конфет фабрики "Красный Октябрь". Правда, в тёмные тона фасад ЖК на Большой Полянке "окрасили" уже реставраторы с помощью клинкерного кирпича. Сделано это было для придания "эффектности".
"Тренду на чёрный" следуют и новые проекты. Так, бизнес-центр PORTA, который сейчас строится на берегу Москвы-реки, использует в основе чёрный цвет с вполне конкретной целью – подчеркнуть респектабельность и элегантность будущего здания. По словам Рубена Аракеляна, архитектора и автора проекта, он вдохновлялся прилетевшим на Землю метеоритом и хотел создать иллюзию входа в "срез метеорита". Зеркальные фасады и тёмная основа смотрятся очень стильно.
Ольга Колосова, руководитель архитектурного бюро "Колхитектура", считает чёрный цвет в городской застройке уместным и универсальным.
– Чёрный цвет служит отличным способом сделать объект доминантой квартала или знаковым зданием города. В архитектуре его любят за то, что это самое дерзкое вмешательство в среду. Это архитектурный панк. Не знаю архитектора, который ни мечтал бы оставить свое "чёрное пятно" на карте, – рассказывает Ольга. – Не стоит забывать о физическом свойстве этого цвета поглощать свет. Эта способность придаёт чёрным строениям уникальное свойство – "поглощать" окружающую среду в себя, гипнотически влиять на внимание прохожих. Чёрный матовый фасад решит эстетические задачи самого убогого проекта.
Но почему же тогда здания в самом тёмном цвете палитры встречаются так редко? Несколько лет назад даже вышла шуточная книга немки Кордулы Рау "Почему архитекторы носят чёрное", где специалисты индустрии пытаются ответить на этот вопрос.
По словам архитектора Любови Москаленко, причина проста – чёрный цвет очень тяжело вписать в пространство, поскольку он является сильным акцентом и может существенно испортить имеющийся архитектурный ансамбль.
– Цветовую гамму зданий утверждает главный архитектор города, и если объекты не вписались по цвету, его попросят поменять. Это значит, что чёрный применяется только там, где он сочетается с уже имеющейся постройкой, не уродуя окружающую среду, – объясняет Любовь. – Однако был период, когда это правило нарушалось, и в некоторых городах можно увидеть цветовое несоответствие – как пример можно привести здание "Ситицентра" в Новосибирске, которое из-за облицовки чёрным стеклом нарушило архитектурную целостность, из-за чего величественный оперный театр "Новат" уже не кажется таким масштабным. Архитекторы-дилетанты обычно любят работать с чёрным цветом из-за его дешевизны, но такие работы могут создавать видимый диссонанс с окружающими зданиями.
Чёрный цвет может стать новой модой для целых кварталов, считает эксперт, но только если это будет умелая композиция, выстроенная профессионалом.