1. Павильон № 70 "Москва" ("Монреальский")
Что за постройка. Один из павильонов ВДНХ. Создавался для Экспо-67 в Монреале, пересобран в Москве к 1975 году. В результате советский павильон стал на выставке 1967 года одним из самых крупных и популярных — его посетили 12 млн человек. По популярности он соперничал со знаменитым Домом-сферой США известного футуриста Бакминстера Фуллера. Авторы проекта – архитекторы Моспроекта-2 Михаил Посохин, Ашот Мндоянц, Борис Тхор. Нависающий над входом объём крыши-трамплина держится на четырёх мощных стальных опорах, расположенных под углом к земле и образующих две буквы V. Стеклянная оболочка фасадов играла роль обособленной ограждающей конструкции, что было революционным решением. На потолок крыши был нанесён силуэт реактивного самолёта, который хорошо просматривался вечером, когда интерьеры освещались и становились абсолютно проницаемыми снаружи. Всё это придавало композиции здания динамику, ассоциирующуюся с ощущением взлёта, — ровно то, что нужно для презентации Ту-144 и космических достижений СССР.
2. Останкинская телебашня
Что за постройка. Высота постройки — 540 м, является высочайшим сооружением в Европе и России, а также полноправным членом Всемирной федерации высотных башен. Главным конструктором выдающегося сооружения из бетона стал Николай Никитин, главным архитектором – Леонид Баталов из "Моспроекта". В архитектуре башни придумали арки между опорами, встроили под ствол башни остеклённый цилиндр, где разместились технические службы и студии прямого эфира, прорезали верхнюю часть конуса окнами-иллюминаторами, придав башне сходство с ракетой на старте. На уровне 325—360 метров башня получила расширение размером с 10-этажный дом, где разместились оборудование, 3-этажный вращающийся ресторан и смотровая площадка, заимствованная из проекта телебашни в Штутгарте. На балконах и стволе башни разместились оборудование радиорелейных линий, передвижных телевизионных станций, радиотелефонной связи, объекты специальных служб и метеорологический комплекс. Гордость страны и высотная доминанта Москвы получила почётное звание "имени 50-летия Октября".
3. Большой Московский цирк
Что за постройка. Крупнейший цирк в Европе, расположен в Москве у пересечения проспекта Вернадского с Ломоносовским проспектом. Здание построено под руководством архитектора академика Якова Белопольского (учителя и наставника современного архитектора-футуролога Артура Скижали-Вейса). Цирк открыт в 1971 году. Имеет систему из пяти быстро сменяющихся манежей. В закулисной части расположен отдельный репетиционный манеж. Здание цирка построено в стиле функционализма и представляет собой остеклённый по всей окружности шатёр под складчатым куполом, имеющим 24 металлические складки массой 30 тонн с консолью. Покрытие цирка было революционным конструктивным решением в то время, что позволяло не только закреплять подвесное сценическое оборудование в любой точке купола, но и свободно использовать планировочную структуру большого зрительного амфитеатра на 3400 мест.
4. Крымский мост
Что за посторойка. Первый уникальный висячий мост через Москву-реку, расположен на трассе Садового кольца, соединяет Зубовский бульвар с улицей Крымский Вал. Построен в 1938 году по проекту архитектора Александра Власова и инженера Бориса Константинова. Конструкция моста представляет собой две пары пилонов высотой 27 метров, подвешенных на цепях длиной 297 метров, закреплённых на балках жёсткости. Материал цепей — особо прочная сталь типа "ДС" ("Дворец Советов"). Мост не только стал новым словом в инженерно-конструктивном решении, но и прекрасно вписался в окружающий градостроительный ландшафт города. С его высокого прозрачного пролёта сейчас открывается великолепный вид на парк Горького и гранитные набережные Москвы-реки. Не случайно он стал визитной карточкой центра города и за свою ажурность и выразительный силуэт так полюбился кинематографистам.
"Все здания, выбранные мной, отличают новизна используемых инженерно-конструктивных решений, самые передовые отделочные материалы и оборудование того времени, смелость и качество архитектурного замысла, технологичность в использовании пространства и применение авангардных архитектурных стилей, ведущих к футуризму" (Артур Скижали-Вейс)
5. Гостиница "Космос"
Что за постройка. Гостиница была возведена в 1976—1979 годах для приёма иностранных гостей, которые ожидались в Москве на XXII Летние Олимпийские игры. Стала опытом совместной работы архитекторов СССР и капиталистического государства Франции. С советской стороны над проектом работал авторский коллектив "Моспроекта-1", с французской — сотрудники фирмы "Сёфр", строительные работы осуществили специалисты из Югославии. Стройка велась с применением технических новшеств: непосредственно на строительной площадке работал бетонный завод, в опалубке бетон разогревался инфракрасными облучателями, впервые использованы 3-камерные стеклопакеты, система управления отоплением полагалась на данные многочисленных датчиков на фасаде здания, металлическая облицовка в отделке здания, которая в совокупности с масштабом здания придала гостинице сходство с передовым архитектурным стилем хай-тек.
Читайте больше по теме:
Украшением столицы стали футуристичный мост и спираль ДНК