Согласно исследованию, тест может предсказать нарушение развития за годы до появления симптомов. Образец волос отправляют в лабораторию для анализа и проверяют на содержание тяжёлых металлов, которое выше у детей с РАС (расстройство аутистического спектра. — Прим. ред.). Исследование опубликовано в Journal of Clinical Medicine.
Сначала учёные используют лазер для того, чтобы снять поверхностный слой с волос, затем по волосам проводят вторым, более мощным лазерным лучом. Он превращает нить в плазму и проверяет на вещества, связанные с аутизмом, в том числе такие металлы, как ртуть, свинец и алюминий. Затем результаты передаются в компьютерную программу, алгоритмы которой выявляют закономерности в регуляции металлов в организме, что, по мнению исследователей, является биомаркерами аутизма.
Учёные исследовали сотни детей, когда им было около месяца, из США, Японии и Швеции. Затем сравнили результаты с клиническим диагнозом, установленным, когда детям исполнилось около 4 лет. Тест правильно определил аутизм в 394 случаях (81% от общего числа).
— Наши результаты могут говорить о том, что динамика элементов метаболизма при аутизме системно нарушена, и эти признаки можно обнаружить в образцах волос, чтобы предсказать появление РАС уже в возрасте 1 месяца, — пишут учёные в исследовании.
Учёные пока находятся на ранних стадиях разработки и рекомендуют использовать тест лишь в качестве вспомогательного средства для выявления аутизма, сочетая с другими методами. И надеются, что в будущем данная технология поможет маленьким детям, даже новорождённым, диагностировать аутизм на ранних стадиях.
— Аутизм — это неспецифический синдром, и имеет он множество причин, — рассказывает Metro Марина Бардышевская, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ. — Генетический фактор тоже есть, но то, что аутизм заболевание генетическое, до сих пор не доказано, потому что чёткого гена аутизма не найдено. Ключевой признак — нарушение общения, социального поведения, регуляции эмоций в ситуации конфликта. Это в большей степени нарушение раннего социального и эмоционального развития, а не болезнь. В отечественной традиции возраст расцвета раннего детского аутизма — от 2 до 5 лет. Затем аутизм ослабевает. Независимо от потраченных на реабилитацию средств. И далее уже следуют три возможных направления развития: это искажённое — шизофрения, дисгармоническое — нарушения поведения и влечений, пограничное расстройство и интеллектуальная недостаточность — так называемый олигофренический плюс из-за того, что ребёнок провёл в самоизоляции годы, ключевые для развития речи, общения со сверстниками, сюжетно-ролевых игр, воображения и освоения правил поведения в коллективе и обществе.
По мнению эксперта, подобные тесты родители детям с аутизмом делали ещё 10 лет назад, и теории с тяжёлыми металлами не новы, но детоксикация (вывод тяжёлых металлов из организма) не приводит к кардинальному изменению состояния у ребёнка, хотя может повлиять косвенно — как неспецифический способ улучшить общий психофизический тонус. Также важны тёплый эмоциональный климат в семье, качественное питание, укрепление общего иммунитета, подготовка ребёнка к широкому спектру нагрузок и ограничение в пользовании электронными устройствами.
— Аутизм может быть следствием инфекций, сильной интоксикации и травм. Дело в том, что у ребёнка гематоэнцефалический барьер, который защищает мозг, формируется к 3 годам, а до этого возраста мозг не защищён. Поэтому спирт и другие вредные вещества столь опасны для маленьких детей. Откуда могут взяться в организме грудничка тяжёлые металлы? Если бы они усваивались организмом человека напрямую из окружающей среды, то все дети из экологически неблагоприятных районов были бы аутистами. Но это не так, — делится Марина. — Тяжёлые металлы могут попасть в организм малыша только извне, и чаще всего это происходит после вакцинации. Например, ртуть входит в состав многих вакцин. Я не против вакцинации, но качество вакцин имеет огромное значение.
С тем, что аутизм может быть спровоцирован наличием в организме ребёнка тяжёлых металлов не согласен Пётр Чумаков, доктор биологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института молекулярной биологии им. В. А. Энгельгардта.
– В некоторых детских вакцинах содержится небольшое количество мертиолята – это агент, который используется для активации некоторых антигенов, он действительно содержит малое количество ртути, но это скорее следы ртути, количество столь незначительное – оно не может вызывать никаких повреждений, и никаким образом не накапливается в организме, – рассказывает Пётр Чумаков. – Все эти вакцины сертифицированы и безопасны для детей. Если говорить о детской вакцине от полиомиелита, то в ней содержится лишь питательная среда, в которой нет никаких тяжелых металлов, есть лишь клетки, выращенные в живой культуре. Такие пугалки про тяжелые металлы в детских вакцинах и их влиянии на здоровье ребёнка создают антиваксеры, которые не знают и не понимают, как вакцины созданы.
Эксперты призвали родителей не только не вестись на пугалки и впадать в панику, но и тщательно проверять и анализировать информацию, поскольку сейчас на тему аутизма существует очень много фейковых исследований.
— Когда вы читаете исследование, стоит иметь в виду, что на теме аутизма часто спекулируют, потому что это широкий спектр разных по своей природе состояний, физических и психических травм, и важно понимать, кто исследование финансирует, — отмечает Марина Бардышевская. — Могу предположить, что данное исследование профинансировано фармацевтической компанией — и у медицинского бизнеса, вероятно, есть свои интересы: анализы на тяжёлые металлы и БАДы для смягчения эффектов интоксикации организма. Многие родители будут готовы платить деньги за лечение и, не зная, что детоксикация не помогает, верить этой методике.