Здание Центра театра и кино на Поварской было возведено в первой половине 1930-х годов по проекту известных архитекторов, братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных и является ярким московским представителем стиля конструктивизм. Но в настоящее время его 90-летний фасад надёжно спрятан за строительными лесами и маскировочными чехлами.
– С момента постройки в здании не проводился капитальный ремонт, – рассказывает директор центра Игорь Павлович Попов и выдаёт нам строительные каски. – Изначально масштаб реконструкции был скромнее, но уже в процессе выяснилось, что здание, начиная со стен, пришло в аварийное состояние. Поэтому пришлось заново переделывать весь проект и сроки реконструкции существенно изменились. Всё объяснимо, в 30-е годы наша страна переживала сложное время, строили из того, что было, буквально из мусора.
Ценные рамы
Ещё одной сложностью реконструкции стал особый статус объекта культурного наследия.
– Часть здания входит в охранную зону, – объясняет директор и показывает исторические элементы. – Винтовые лестницы за сценой, деревянные рамы на панорамных окнах, мозаичный пол в фойе – всё будет восстановлено в том виде, как это было придумано и спроектировано братьями Весниными.
Будущий обновлённый интерьер, в который непринуждённо вписались "артефакты", был разработан художником с мировым именем Юрием Купером. Основа его концепции, которую пока можно увидеть лишь на картинках, – серый монохром и минимализм, перекликающийся с конструктивизмом.
Трансформации
Кардинальные изменения затронут "техническую начинку" театра. По словам Игоря Попова, после ремонта центр сможет похвастаться уникальной сценой, способной менять размеры и форму.
– Первые 9 рядов партера в основном зале можно будет трансформировать, опускать – за счёт этого пространства наращивать сцену (целиком или отсеками), – рассказывает директор посреди зала, где пока что можно увидеть только пыль, мешки с бетоном и металлические конструкции вместо кресел. – Совместно с художественным руководителем театра Никитой Сергеевичем Михалковым был разработан проект сцены с расчётом на то, чтобы на ней можно было ставить драматические спектакли, музыкальные шоу и концерты. Также в этом зале можно будет показывать кино.
Большой зал, рассчитанный на 549 мест, также оснастят самой современной системой иммерсионной акустики с имитацией звуковой реальности и 3D-проекцией.
– Под каждый вид сценического искусства нужна своя звуковая система, – отмечает Попов. – Мы сможем удовлетворить все творческие запросы.
Помимо основного зала в центре будут функционировать ещё две площадки.
– Малый зал будет предназначен для проведения ток-шоу, телепередач с возможностью трансляции в Сети, – говорит Игорь Попов. – Это будет площадка-трансформер с функционалом телестудии, где сценическое пространство можно будет перемещать согласно замыслам режиссёров.
На цокольном этаже здания обустроят современный кинозал на 28 мест.
– Там будут не только показывать кино, – объясняет директор. – Возможно, будем организовывать онлайн-трансляции спектаклей коллег из других городов.
Факты из истории театра
- Здание театра, построенное в 1931–1934 годах, первоначально задумывалось как клуб для Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев. Но в 1935 году общество было ликвидировано и освободившееся здание занял кинотеатр "Первый".
- В 1945 году дом перешёл Государственному театру киноактёра, который просуществовал в нём до 1957 года.
- В 1957–1969 годах здание занимал Дом кино.
- В 1969 году Театр-студия киноактёра вернулся в свои стены и несколько десятилетий входил в число популярных столичных площадок. В худсовет театра входили такие известные режиссёры, как Сергей Герасимов, Михаил Ромм, Иван Пырьев.
- В 2019 году Государственный театр киноактёра по инициативе режиссёра Никиты Михалкова был реформирован в Центр театра и кино на Поварской.