Сто лет назад москвичи предпочитали класть в чай лимон, а не апельсин

В продажу поступил чай "Москва", оригинальный купаж на основе чёрного чая с добавлением трав и апельсина. Этот чай москвичи выбрали в качестве символа города минувшим летом на фестивале "Мос­ковское чаепитие"
Сто лет назад москвичи предпочитали класть в чай лимон, а не апельсин
Фото из архива Ивана Соколова.

О том, насколько этот купаж отражает историю московского чая, Metro расспросило эксперта по чаю, историка Ивана Соколова 

— Судя по составу, напиток очень вкусный, — объяснил Иван Соколов в беседе с Metro. — Возможно, москвичи отдали предпочтение этому купажу, поскольку он и "объёмный", и одновременно составлен из наиболее привычных нам трав. Растения в составе смеси — все местные, основа — классический чёрный чай. 

Русская традиция пить чай с добавками — одна из самых богатых в мире. Тизаны — заварки растительного сырья — в XVIII–XIX веках были крайне популярны в европейской России, в частности среди духовенства и социально близких к нему кругов — например, у мирян, которые селились неподалёку от монастырей. Длительное время травяные чаи пила вся Сибирь — до начала ХХ века далеко не все могли себе позволить настоящий китайский чай. Также активно пили взвары (компоты без сахара). 

После вхождения в состав Российской империи Центральной Азии в середине XIX века тизаны стали ещё более популярны, поскольку в азиатских странах обычай "улучшать" вкус чая пряностями чрезвычайно распространён. 

Что касается добавления в купаж "Москва" апельсиновой цедры, то это чисто современный "креатив", подчёркивает Иван Соколов. Апельсинов в России было очень мало. У богатых дворян в теплицах росли так называемые померанцы, но их разведение было чрезвычайно дорогим удовольствием — для гурманов. 

Более доступны были лимоны: с начала XVIII века их привозили в Россию из Европы, в основном из Италии и Португалии. Португальские плоды были ниже качеством и немного подешевле. Но примерно до последней трети XIX века и эти цитрусовые были слишком дорогими для широких слоёв населения. В Москве ходила поговорка: "Артамоны (богатые купцы Артамоновы. — Прим. ред.) едят лимоны, а мы, молодцы, — одни огурцы". Чай с лимоном был напитком аристократов, богатого купечества и духовенства. Свежий лимон, например, можно было преподнести суженой — это был подарок, в наши дни сопоставимый со смартфоном.