Стилист, пиарщик и редактор глянца рассказали, как изменилась их жизнь на фоне кризиса

Приостановка работы на российском рынке популярных импортных брендов тут же отразилась на работе людей, специализирующихся на моде
Стилист, пиарщик и редактор глянца рассказали, как изменилась их жизнь на фоне кризиса
Shutterstock
Работники fashion-сегмента оказались в очень невыгодном положении на фоне кризиса.

Фешен-гиганты Inditex, H&M Group, Kering, Nike, Adidas, Mango, Louis Vuitton, Asos и другие уже поставили на паузу работу на российском рынке. Из-за этого модники столицы вынуждены искать альтернативу популярным брендам, а стилисты усиленно помогают им в этом.

"Времена нас всех ждут интересные, но сложные. Российский модный рынок, конечно, очень хорошо развился за последнее время, но свои пробелы, к сожалению, имеются. Пока сложно увидеть реальную картину – февраль для меня всегда был самым спокойным месяцем в году. Зима ещё толком не закончилась, а до весны, казалось, ещё так далеко.
Могу сказать, что март по клиентам идёт чуть спокойней, чем, например, в прошлом году. Но люди не отказываются от стилистов, ведь сейчас как никогда важно тратить деньги разумно, покупать вещи не на один раз, а "на века".
К тому же с уходом с российского рынка главных брендов многие начинают теряться. Но стилист знает, в каком бренде на какие позиции обратить внимание, может помочь с логистикой, закупить, например, какие-то позиции заранее и привезти с собой на примерку. Это значительно экономит время и силы во время шопинга. Цены на услуги я не планирую поднимать на фоне всех этих событий. Насколько я вижу у коллег, они тоже не планируют. Все сейчас стараются помогать друг другу, и это очень ценно", –
рассказала Metro персональный стилист Саша Маркова.

По словам Саши Марковой, стилисты пока не планируют повышать цены на услуги.
@markovasasha.stylist / Instagram
По словам Саши Марковой, стилисты пока не планируют повышать цены на услуги.

Пока стилисты ищут альтернативные отечественные марки для своих клиентов, PR-специалисты оказались в более тяжёлом положении, потому что даже работающие на территории России бренды приостанавливают проекты до прояснения ситуации на рынке.

"Последние 10 лет я работаю как частный подрядчик по PR с российскими и федеральными брендами. Предыдущие кризисы в стране научили меня  максимально широко развиваться в рамках своей специальности, поэтому если когда-то я начинал сотрудничество исключительно с брендами fashion-сегмента, то в последние годы работал и с марками питьевой воды, строительных материалов, beauty-товарами и др. На тот случай, если на одном секторе скажутся какие-то внешние воздействия, всегда будет подстраховка другими. Ситуация, с которой я столкнулся сейчас, – это полное прекращение работы клиентов всех сегментов. Это касается не только международных компаний, но и российских. И если первые ставят на "стоп" сотрудничество из-за нестабильной международной обстановки, то вторые просто решили занять выжидательную позицию, хотя их продажи как раз сейчас должны показывать существенный рост.
Буквально неделю назад два заказчика сообщили о заморозке работы до лучших времён. Но ожидание работы, к сожалению не покроет бытовые нужны. Российский клиент – крупный производитель бытовой химии и товаров для красоты – заявил о готовности продолжать сотрудничество, однако для меня такой заказ был интересен только вкупе с остальными, в первую очередь по финансовым показателям, поэтому тут я уже сам принял решение поставить на паузу.
Сейчас у меня два возможных варианта развития ситуации: искать работу в офисе со стабильным окладом и гарантиями или попытаться найти место не по профессии, что затруднительно без соответствующего предыдущего опыта", –
поделился с Metro Кирилл Герасимов, специалист по связям с общественностью.

Сейчас крупные издательские дома испытывают трудности с бюджетами и лицензией.
Shutterstock
Сейчас крупные издательские дома испытывают трудности с бюджетами и лицензией.

Уход модных брендов с отечественного рынка и приостановка рекламных кампаний также значительно повлияли на глянцевую журналистику. Буквально на днях российское подразделение ИД Condé Nast объявило о приостановке работы. Это касается выхода таких популярных журналов, как Vogue, GQ, GQ Style, Tatler, AD, Glamour и Glamour Style Book. Что об этом думает непосредственный участник события?

"Я успела поработать в трёх наиболее крупных издательских домах, которые есть в России. И сейчас очень необычно наблюдать за тем, что происходит с ними. Один сообщил о прекращении работы (правда, ходят слухи, что оно может быть временным). У другого возникли проблемы с отзывом лицензии. Третий сообщил о выходе американских партнёров из бизнеса. В том случае, если издательский дом останется на рынке, он может пересмотреть свою бизнес-модель. Возможно, какие-то издания будет решено закрыть или заменить локальными. Полностью бизнес не собирается закрываться, хотя он может заметно ужаться. И в тех компаниях, которые пока остаются на плаву, уже было объявлено о сокращении бюджетов. Возможно, это всё повлияет и на уровень конкуренции и на заработные платы в глянцевой области. Всё это выглядит довольно пессимистично, но глянцевую журналистику и так нельзя было назвать самой выгодной профессией, поэтому я думаю, что многие специалисты будут готовы оставаться в этой сфере и в условиях кризиса.
Пока никто не знает, как изменятся редакторские материалы, потому как очевидно, что многие бренды уже ушли. Многие рекламодатели также перестанут выделять бюджеты на русском рынке. Пока у нас всё остаётся неизменным, хотя, как будет выглядеть контент через полгода, я даже примерно себе не представляю. Возможно, наша жизнь настолько сильно изменится как потребителей, что придётся искать какие-то новые решения, которых раньше не было"
, – выразила свою точку зрения диджитал-редактор Яна Демченко.