Велосипедки с мягкой "попкой", топ на молнии с кармашками на пояснице, негнущиеся велотуфли и массивный шлем, напоминающий шляпку гриба – экипировка велосипедиста выглядит забавно ровно до того момента как он садится на байк. Как только спортсмен трогается, становится ясно, что всё это не просто так. Вшитая подушка на велосипедках смягчает трение от седла, в кармашках лежат необходимые мелочи, а туфли оснащены креплениями, позволяющими крутить педали куда шустрее, нежели в обычных кроссовках.
Средняя скорость профессионального велосипедиста превышает 40 км/ч, а максимальная и вовсе доходит до 70 км/ч. Но развить её в черте города очень сложно – это можно сделать лишь в специально отведённых для этого местах. И единственное такое в Москве – парк "Крылатские холмы".
Это по-настоящему уникальное место было построено специально к Олимпийским играм 80-го года. У него довольно сложная судьба, включающая в себя незаконную приватизацию в 90-х, массу судебных разбирательств и пришедший из-за этого упадок. В конце концов городу удалось отстоять право на собственность и правительство под руководством мэра Сергея Собянина готовится к масштабному обновлению и благоустройству спортивного кластера, который объединит несколько крупнейших объектов столицы – Олимпийский велотрек, Гребной канал и парк "Крылатские холмы".
В поддержку этого проекта на территории парка собралось порядка 250 участников профессиональных клубов, чтобы единым пелотоном проехать по малому кольцу трассы. Спортсмены регулярно используют её для тренировок и не понаслышке знают о существующих минусах.
– Трасса уникальная, больше таких нет. В 18 лет, будучи юниором, я проехал по ней в 1979 году, когда она только открылась. Покрытие с того момента ни разу и не меняли. Раньше полотно было гладким, со временем испортилось и теперь на нём потряхивает, чувствуются вибрации – это опасно, ведь трасса рассчитана на высокие скорости. На одном из крутых спусков можно разогнаться до 90 км/ч. А всё должно быть надёжно, безопасно для людей, – рассказал Metro Александр Колыбин, профессиональный велосипедист с 49-летним стажем.
Сейчас парк представляет собой единое место без каких-либо разграничений, поэтому пешеходы свободно передвигаются даже по непредусмотренным для этого дорогам.
– Ни одному здравомыслящему человеку не придёт в голову гулять с собакой в хоккейной коробке. А здесь люди считают, что это в порядке вещей. Зелёные зоны должны быть парком, а трасса – для велосипедистов. Пусть для отдыхающих сделают тропинки, пандусы, мостики, скамейки, чтобы велосипедисты спокойно ездили отдельно по асфальту, – отметил тренер команды Velostar Павел Чурсин. – Я занимаюсь спортивной деятельностью 18 лет и в целом уже знаю кто откуда обычно выходит. Мы заранее предупредительно свистим, собак объезжаем минимум за 5 метров, потому что неизвестно, куда она побежит. Но это всё равно несёт риски как для спортсменов, так и для отдыхающих.
Многие велосипедисты смогли адаптироваться, но даже профессионалы и чемпионы мира попадают в аварийные и очень опасные ситуации.
– Несколько лет назад из-за одной мамы с коляской, решившей прогуляться по велотрассе, я сломал ключицу. Другой спортсмен, чемпион мира, упал из-за хозяина собаки, натянувшего поводок поперёк трассы – в итоге пострадавшему делали трепанацию черепа, – рассказал Александр Колыбин.
Разумеется, позиция местных жителей также не останется без внимания. Смысл обновления "Крылатских холмов" состоит в том, чтобы парк стал местом не только для тренировок и занятий спортом, но и для неспешных прогулок и семейного отдыха. Поэтому одна из главных задач при проведении благоустройства – обеспечить безопасность и велосипедистов, и отдыхающих горожан. Чтобы услышать все мнения и учесть пожелания, в разработке концепции примут участие как профильные спортивные федерации, так и местные жители.