Первой в списке показов стала картина "Хэнасс", вышедшая в прошлом году и номинированная на иранском фестивале "Фаджр" за лучшую оригинальную музыку.
Для тех, кто никогда не видел иранских картин, оригинальной в фильме будет не только музыка – иранские фильмы давно ценят на международных кинофорумах за самобытность, выраженную в очень профессиональной форме. Такой стала и эта картина молодого иранского режиссёра, актёра и сценариста Хоссейна Дараби.
Как очень многие иранские фильмы, этот тоже отличается особой эмоциональной чистотой: в изображении человеческих отношений здесь нет и тени ядовитой европейской иронии или попыток намекнуть на снижающий подтекст. Как ни странно, выглядит это ничуть не наивно, а скорее, облегчает восприятие: критику нет нужды постоянно считывать спрятанные в стопках намёков смыслы. Всё это позволяет достичь одной из главных целей любой кинокартины – убедительности высказывания: ты понимаешь, что творческий коллектив не пытается играть с тобой краплёными картами и тебя не обманывает.
Возможно, этот эффект возникает и потому, что в основу сюжета положена реальная история семьи иранского учёного Дариуша Резаинежада, его жены Шохре Пирани и их дочери Армиты, и в фильме даже не изменены их имена. В 2011 году Резаинежад был убит на глазах своей жены и дочери, как и двое других сотрудников университета физики (так он назван в картине), которые, согласно предположению американских и израильских властей, были причастны к ядерной программе Ирана. До сих пор эта причастность не доказана.
Повествование построено от лица жены Дариуша Шохре, которая обеспокоена судьбой мужа на фоне сообщений о гибели двух его коллег. Она замечает, как Дариуш каждый раз перед тем, как сесть в машину, ищет под капотом взрывчатку и получает странные эсэмэски, а потом и сама разговаривает по телефону с незнакомцем, требующим от неё слить информацию из ноутбука мужа и тем самым спасти его жизнь. Уже было решившаяся на спасение жизни ценой потери чести Шохре задаёт мужу сакраментальный вопрос и получает ответ, который её останавливает.
Этот момент непротивления судьбе подаётся без какого-либо пафоса: эпизод вписан в орнамент будничных действий, и от этого не сразу соображаешь, что оба героя понимают, что подписали себе приговор. Но так и в жизни: очень многое из того, что воспринимается нами в собственной биографии как поворотное, происходит очень обыкновенно и по-бытовому. Всё глобальное – повседневно, будто напоминают нам моющая посуду Шохре и сидящий за ноутбуком Дариуш.
И мимо подробностей этой иранской повседневности – будничной для Ирана и колоритной для европейского глаза – вообще очень сложно пройти в картине: интересно рассматривать дом со стеклянными внутрикомнатными перегородками, тесную кухню, детские игрушки, еду на семейном столе и, конечно, одежду. Чёрная шаль Шохре, её чрезвычайно выразительные глаза и лицо выстраивают вокруг себя кадр, будто делая ярче цвета и рельефнее формы окружающего её мира. Название картины "Хэнасс" – это курдское слово, в переводе означающее "моя душа", как Резаинежад называл свою жену. И фильм больше об этом, а не о ядерной программе Ирана – о бедном, но единственном мире, чистоте чувств, любви и простоте, в которой она и прорастает легче всего.