На книжной ярмарке non/fictioN Весна прошёл паблик-ток "Как TikTok превращает книги в бестселлеры", в котором участвовали российские авторы и блогеры. Тема весьма интересная, ведь многие до сих пор уверены, что все эти "тиктоки, рилсы, шортсы" –это дешёвое развлечение для недалёкой молодёжи. Хотя сегодня вертикальные видео (и не только) помогли многим авторам найти свою аудиторию и завоевать популярность как за рубежом, так и в нашей стране.
Молодая писательница и блогер Анастасия, известная своим читателям под псевдонимом Джек Гельб, поначалу тоже была заложником стереотипов о соцсетях. А сейчас у девушки вышло две книги – и всё благодаря тысячам просмотров её видео, посвящённых придуманным сюжетам.
Её ролики чем-то похожи на те, что делают блогеры-миллионники – она использует те же популярные запросы и музыкальные треки, однако снимает девушка в своей комнате с минимумом декораций. Ей удалось подстроить шутки, гуляющие в Сети, под темы своих произведений, благодаря чему Настя получила внимание не только аудитории, но и крупного издательства.
И Настя – не единственная писательница, ведущая свой блог в TikTok. Сейчас в Сети продвигают свои книги множество авторов, однако блогер Ольга Новак уверена: просто говорить о том, какая у тебя замечательная книга и предлагать её прочесть, недостаточно. Такой подход сегодня не работает.
– Король контента в соцсетях – это юмор и мемы, которые из моды не выйдут никогда. Но важно уметь передать настроение книги в роликах. Например, можно снять видео-эстетику (смонтировать под музыку фото или видео с элементами, играющими важную роль в книге. – Прим. ред.). Такие видео нередко находят своих фанатов, которые пытаются их повторить на свой лад, – говорит Ольга.
В чём спикеры оказались единодушны, так это в том, что феномен популярности не поддаётся объяснению: предугадать, что станет хитом, невозможно. Иногда любовному роману для успешности в TikTok хватает сильного мужского персонажа, который хорош собой и способен решить все проблемы.
И если с современной прозой всё понятно, то что же тогда с классикой? Актуальна ли она вообще для поколения зумеров? Аудиторию социальных сетей можно заинтересовать любым сюжетом – даже "Анну Каренину" реально было бы продвинуть, выйди она сейчас на прилавки, уверили спикеры и даже придумали немало идей, как это сделать.
– Сюжет "Анны Карениной" отлично подошёл бы для формата интерактивных игр с разными развитиями сюжета, где каждый мог бы прийти к разным концовкам, – считает Джек Гельб.
– А ведь сейчас очень популярна тема выхода из абьюзивных отношений! – вспоминает Ольга Новак. – Я уже вижу ролик, который начинается со слов: "Она бросилась под поезд из-за мужчины! Почему так произошло?". И попробовать разобрать сюжет по типу: "А что можно было бы сделать иначе?". Комментариев была бы уйма!
– Вы забыли про тесты! – добавляет Юлия Серикова, главный редактор WDay, – Такие вещи, как "Кто ты из "Анны Карениной"?", привлекают большое количество пользователей.
Сейчас существует много способов привлечь внимание к своему творчеству. Интересно, а Толстой бы воспользовался этими советами для продвижения "Анны Карениной", будь у него такая возможность?
Советы для молодых авторов по продвижению своих книг от спикеров паблик-тока:– Первый ролик может не "залететь" на миллионы просмотров после публикации. И второй тоже. И третий. Важно делать много контента. Что-то обязательно выстрелит в вашу аудиторию.– Большой дорогой продакшен – это круто, но если на него нет денег, не пытайся строить из себя Стивена Спилберга. Всегда можно обойтись натуральным освещением, а среднестатистический телефон на штативе способен снять ролик хорошего качества.– Большой популярностью пользуются видеоподборки с подзаголовками "Эти книги перевернули мою жизнь", "Это нужно прочитать до 30 лет" и тому подобное. Не стесняйтесь создавать свои подборки и добавлять туда свои произведения.– Пробуйте разные форматы видео. Это может быть видеоэстетика, вопрос-ответ о содержании книги или процессе её создания, зачитывание самых ярких цитат на камеру или подборки вроде "Идеальный актёрский состав для экранизации моей книги".– Не бойтесь отрицательных отзывов и плохих комментариев. Как говорят рекламщики, плохой рекламы не бывает.