Какая она, Москва будущего? Футуристичная, как космический корабль из фантастических фильмов!
С самого входа меня окружают огромные экраны, глянцевые белые интерьеры и много светящихся объектов. До 2030 года почти рукой подать, и будущее как будто и правда уже здесь.
Станки, кабели, медицинские изделия, самолёты – это далеко не весь список высокотехнологичных вещей, которые производятся в столице. Когда-то всё это казалось невозможным, а сейчас 3D-принтеры печатают протезы для больных, ракеты и спутники вовсю бороздят космос, а транспорту совсем скоро будут не нужны водители.
Интересно было наблюдать, как концепты будущего на площадках выставки соседствовали с тем, что мы уже знаем. Так, совсем рядом с новыми "Москвичами", которые гоняют по столице, обнаружился забавнейший концепт городского фургона. Такой маленький, что кажется, будто можно положить его в сумку и отнести домой.
Набирает обороты и беспилотный транспорт, которому посвящена отдельная площадка. Машины, дроны, даже грузовики, а в самом центре – вертолёт "Икар" без кабины пилота и намёка на штурвал.
– Он был разработан для доставки габаритных грузов на труднодоступные территории. При весе в 3 тонны он способен нести тонну груза. Дальность полёта – 900 км, и преодолеть это расстояние он может за 5 часов, полёт будет контролироваться из центра управления, – рассказывает мне экскурсовод.
– Получается, пилотам надо начать беспокоиться за свои рабочие места?
– Искусственный интеллект призван помогать человеку, а не заменять его, – улыбается он в ответ. – К тому же, он рассчитан на полёты в самые северные точки страны и даже плохую погоду, разве это не забота о безопасности пилотов?
Но какое же это будущее, если в нём нет экспериментов? Рядом с "Икаром" обнаружилось несколько симуляторов, пробиться на которые было очень сложно из-за толпы желающих. Как вам, например, идея собрать дрон с нуля? Все детали на экране, пошаговая инструкция в помощь, просто тыкай мышкой – но как же это было непросто!
Чтобы найти место для каждой детали, пришлось попотеть. В итоге, пока ребята-подростки за соседними компьютерами уже "летали на дронах", я смог собрать свой (и то не без помощи волонтёров) – за 29 минут.
– Это хороший результат, – отметил один из них. – Некоторые иной раз по часу сидят, пытаясь разобраться.
Что ж, обещаю себе – в следующий раз соберу быстрее.
Затем, вооружившись джойстиком, я решил попробовать себя оператором дрона. Задачи у беспилотников, как оказалось, не ограничиваются съёмкой видео для свадеб. В режиме с романтичным названием "Сельский почтальон" я попытался доставить посылку с одного поля на другое, а в "Дрон-рейсинге" летал с другими дронами наперегонки.
Стыдно признаться, но 12-летние мальчишки рядом дали мне понять, что собирать беспилотники у меня получается куда лучше, чем ими управлять. Откуда они знают, как с ними обращаться, и почему я постоянно заваливаюсь на бок, стоит только взлететь? Вопросы остались без ответа.
Будущее можно не только испытать, но и создать – правда, пока только на холсте. Сидящая рядом женщина аккуратно выводила индустриальный пейзаж, в то время, как я лихорадочно пытался повторить силуэт дрона с помощью кисточки и акриловой краски.
– Так расслабляет, не правда ли? – спрашивает она меня.
– Да, конечно, – отвечаю я, а сам думаю, что рисовать я как не умел, так и не научился. Раскраски всё-таки лучше.
Настоящее раздолье для самых маленьких москвичей обнаружилось в самом конце, где ребята всех возрастов собирали собственных роботов из деталей конструктора.
Меня же больше заинтересовала возможность управлять настоящим дроном на огороженной площадке. Под осуждающие взгляды мальчишек, ждавших своей очереди, я дрожащими руками взял контроллер. Это вам уж точно не симулятор.
– Самое главное – чтобы все движения были плавными, не нужно переключаться резко, – слышу я от инструктора.
Конечно, вживую это гораздо интереснее, но не менее трудно. Летающий аппарат дёргался от каждого щелчка контроллера. Хватило меня в итоге только на небольшой полёт и посадку, полосу препятствий проходить не стал. А вдруг бы он опять на бок завалился?