Собянин: новая навигация в столичном метро охватывает все виды городского транспорта

Развитие метрополитена – мегапроект, в котором важно буквально всё: новые станции, поезда, сервисы. И не в последнюю очередь – навигация, помогающая пассажирам быстро и успешно ориентироваться в метро. Разработкой новой навигации мы начали заниматься 10 лет назад"
Собянин: новая навигация в столичном метро охватывает все виды городского транспорта
@ Григорий Сысоев / РИА "Новости"
Мэр Москвы Сергей Собянин. Архивное фото

Об этом мэр Москвы Сергей Собянин рассказал жителям столицы в блоге на своём персональном сайте.

Градоначальник добавил, что спустя десятилетие совершенствования система навигации эволюционировала от простых указателей в столичном метро до полноценной экосистемы, которая охватывает все виды столичного общественного транспорта, включая самый молодой – речной.

Мэр отметил, что пионерами в этой сфере стали напольные указатели, которые появились в уже далёком 2014 году. Они помогали сориентироваться с пересадкой на другие линии столичной подземки. Это новшество прижилось и получило одобрение со стороны жителей и гостей Москвы.

Одним из самых дискутируемых элементов навигации до сих пор является схема метро. С каждым годом количество станций увеличивается, и теперь к ним добавились ещё четыре линии МЦК. Для адекватного отражения новых объектов специалисты разработали современный и узнаваемый стиль схемы московского метро. Чтобы облегчить восприятие, дизайнеры решили уйти от кругового обозначения  всех станций метро. Теперь вместо кружков появились насечки, а круги используются только для изображения пересадочных узлов. 

Выбор цветов для новых линий столичного метрополитена теперь полностью зависит от решения самих горожан. С этой целью на портале "Активный гражданин" проводятся голосования. Так, для Троицкой линии москвичи выбрали изумрудный цвет, Рублёво-Архангельской достался графитовый цвет, а Бирюлёвская линия метро окрасилась в рубиновый цвет. 

Теперь каждая линия метро получила не только персональное название и уникальный цвет, но и номер. На схеме он обозначен цветным кружком с цифрой, что облегчает ориентирование. Помимо этого теперь, впервые за всё время, ярко освещённые схемы начали размещать не только на улице у входов, но и прямо на платформах всех станций метро. В поездах для удобства пассажиров классические печатные схемы метро дополнили сенсорными, где можно даже простроить свой маршрут. 

На  медиаэкранах теперь транслируются и маршруты наземного транспорта, которые делают остановки у следующей станции метро. Цифровизация дала возможность повысить и качество линейной навигации, размещаемой над дверями вагона. В новых поездах "Москва-2020" она даёт возможность пассажирам заранее посмотреть схему станции и наметить кратчайший путь наверх или на пересадку.

По словам Сергея Семёновича, обновление затронуло и традиционные световые указатели метро. Ранее для изменения информации нужно было вручную делать аппликацию из самоклеящихся букв. А размеры шрифтов на одном указателе и вовсе могли отличаться, так как подбирались на глазок. В новой конструкции, пришедшей на смену люминесцентным лампам, используются светоиды. Они имеют намного более высокую яркость, но расходуют меньше электричества, а менять элементы навигации теперь можно по отдельности. Они по своему устройству похожи на новогодние гирлянды. Все светоиды тут также находятся в единой ленте. Адаптировали шрифт – теперь он читается гораздо проще. Новый шрифт даже получил своё название – Moscow Sans – и может использоваться только в столичном транспорте. 

Ещё на указателях стали применять пиктограммы с изображениями объектов и сервисов городской инфраструктуры: аэропортов и вокзалов, школ, больниц, театров, музеев и спортивных объектов. 

На стенах расположилась навигация, дающая подсказку правильного направления движения. Она стала лаконичнее, благодаря этому пассажиры быстрее узнают нужный путь. Возросло число указателей, а их расположение специально делают так, чтобы пассажир мог легко заметить их с любой точки платформы. Одним из таких новшеств стали вертикальные платформенные списки станций, помогающие быстрее выбрать нужный путь, особенно при сходе с эскалатора, когда нужно быстро решить – повернуть направо или налево. Их специально разместили на уровне глаз для удобства чтения.

По прибытии на нужную станцию раньше было сложно понять, куда выходить, особенно если человек первый раз в этом месте. Подобные проблемы остались в прошлом. Теперь у всех входов и выходов есть свои порядковые номера, которые можно посмотреть в приложении "Метро Москвы" или даже в навигаторе. На 12 крупных пересадочных узлах внедрили сквозную нумерацию, информирующую пассажиров о номерах выходов из метро на соседних станциях. В метрополитене и на МЦК на стенах сделали указатели с картами ближайших окрестностей вокруг станции метро. Там есть данные о близлежащих улицах, парках, скверах и соцобъектах. 

Маломобильные граждане получили карту доступности, которая есть на 165 станциях метро и МЦК. Она помогает узнать, на какой станции есть лифт, эскалатор, лестницы с пандусами, а также выбрать наиболее удобный  выход и пересадку, а также путь к остановкам наземного городского транспорта.

Сергей Семёнович рассказал, что изменилась и временная навигация, сообщающая пассажирам о тех или иных ремонтных работах или изменении порядка работы метро. Вплоть до 2014 года отсутствовал единый формат таких объявлений. В настоящее время все они имеют единый стандартизированный вид и стиль. Отличаются только появлением карт, где каждый может увидеть информацию об изменениях и составить собственный удобный маршрут.

В заключение мэр добавил, что экосистема навигации московского транспорта не стоит на месте и продолжает своё дальнейшее развитие. Такой подход играет огромную роль, так как данный сервис создаёт комфорт и безопасность для миллионов москвичей и гостей столицы. В планах на будущее у властей города стоит внедрение ещё большего количества цифровых технологий в области навигации, что повысит её эффективность и позволит менять элементы намного быстрее.