С 12 декабря во всём мире стартовал прокат фильма "Аватар: Путь воды". Продолжение самой кассовой картины в истории кино зрители ждали 13 лет, но в Россию фильм Джеймса Кэмерона из-за санкций не добрался. Столичные кинотеатры решили, что терять доходы от такой премьеры – непозволительная роскошь, и разными путями пришли к тому, как показать москвичам новинку кинопроката.
Так, например, некоторые кинотеатры показывают нового "Аватара" по схеме "бесплатного предсеансового обслуживания". Работает это следующим образом: вы покупаете билет на фильм, на котором значится название малоизвестной российской короткометражки. Затем на сеансе вы смотрите тот самый блокбастер, а после небольшого перерыва демонстрируется та самая короткометражка, оставаться на которую уже необязательно. Считать такую практику "пиратством" не получается, ведь деньги, получаемые с сеансов, не уходят кому-то в безымянный карман, а делятся между прокатчиком российской ленты и самим кинотеатром.
Именно на сеанс такого плана удалось попасть репортёру Metro. Несмотря на будний день и позднее время, в зале не было свободных мест. Слухи из Интернета о том, что в кино якобы показывают "экранку", снятую на камеру смартфона, не оправдались. Картинка была чёткой и качественной, 3D-очки были не из картона, а в профессиональном дубляже звучали знакомые голоса. Где кинотеатрам удалось найти настолько качественные копии фильма, да ещё и в 3D, – неизвестно.
По словам Артёма Павловского, руководителя отдела digital-маркетинга сети кинотеатров "Синема 5" и "ZOOM Cinema", которая сейчас прокатывает второго "Аватара" по такой схеме, это в некотором смысле спасает положение, но не так уж выгодно, как может показаться на первый взгляд.
– Если бы "Аватар" вышел в качестве самостоятельного проекта, как это было до ухода студий, он, безусловно, принёс бы гораздо больше денег. Зарубежные релизы часто сопровождались большими рекламными кампаниями, а это очень важный фактор. Однако благодаря практике предсеансового обслуживания удаётся покрывать некоторые издержки, позволяющие кинотеатрам оставаться на плаву. Риски претензий со стороны правообладателей в данном случае, конечно же, присутствуют, но если студии вернутся в Россию, то мы готовы к сотрудничеству и будем вести диалог о выплатах согласно нашему законодательству, – заверил Павловский.
Другие кинотеатры в попытке справиться с падением доходов пошли на хитрость и прокатывают известный блокбастер под изменённым названием. Так, например, "Киноград" в Одинцовском районе окрестил фильм Джеймса Кэмерона своеобразным "Спасти планету", а в другом кинотеатре сети в Осиново он значится как "Сверхлюди". Как кинотеатры пришли к такой идее, выяснить не удалось, поскольку запросы Metro так и остались без ответа.
Некоторые единичные кинотеатры в поисках выхода из сложившейся ситуации решили и вовсе не заморачиваться – они просто прокатывают фильм в своих залах, не меняя название и не прикручивая к нему дополнительный контент.
Цены на сеансы колеблются от приемлемых до баснословно высоких – сейчас в Сети встречаются предложения от 600 рублей до нескольких тысяч. Но в целом билеты на "синих человечков" стоят на 20–50% дороже, чем на другие фильмы в прокате.
Крупные сети кинотеатров, в свою очередь, продолжают работать только с тем репертуаром, права на которые можно получить абсолютно легально. Так, например, сеть кинотеатров "Каро" отказалась давать комментарий по показам "Аватара", но анонимный источник, связанный с индустрией, уверен: со стороны крупных игроков попыток перейти на любой из вышеуказанных способов показа блокбастеров не будет, поскольку для них риски серьёзных потерь в случае столкновения с правообладателями куда выше, чем у единичных кинотеатров.