Скоро ли мы раскопаем космос? Metro обсудило этот вопрос со специалистами

Энтузиасты со всего мира уверены, что добыча полезных ископаемых в космосе может быть выгодной для землян. Однако многие эксперты считают, что "космошахтёрство" нерентабельно и маловероятно
Скоро ли мы раскопаем космос? Metro обсудило этот вопрос со специалистами
Freepik
Ещё одним негативным фактором для проведения раскопок на других небесных телах является враждебная среда, полная радиации.

О добыче полезных ископаемых в космосе человечество мечтает уже несколько десятилетий. Пожалуй, самый яркий пример тому – фильм "Аватар", в котором рассказывается о минерале анобтаниум. Малюсенький камень может поднимать в воздух огромные предметы и позволяет горам планеты Пандора левитировать в воздухе. Завораживает, не правда ли?

Только фантастикой и фильмами с синими человечками идея добычи полезных ископаемых на других планетах не ограничилась. Она просочилась и в реальный мир. Энтузиасты по всему свету разрабатывают планы и даже технологии, которые помогут землянам искать месторождения на Луне, Марсе и астероидах.

Один из главных визионеров в этой сфере – американский программист Ян Вебстер, который создал гигантскую базу данных Asterank (она доступна в Сети на английском для всех желающих). В этой базе отслеживается судьба более чем 6 тыс. астероидов, летающих по Солнечной системе. Из них Вебстер отобрал 10 тел, которые могут принести Земле прибыль в 1,5 трлн долларов. Цифра, как и подобает, астрономическая.

Согласно данным таблицы, самым привлекательным сейчас является астероид Рюгу. По подсчётам Вебстера, он содержит никеля, железа, кобальта и воды на 83 млрд долларов. Однако это лишь теория. В марте этого года японские учёные изучили образцы с астероида, собранные в ходе космической миссии "Хаябуса-2", и выявили в них органические молекулы, урацил – одно из четырёх азотистых оснований РНК – и никотиновую кислоту (ниацин) – витамин и важное для возникновения жизни вещество. Эти находки подтвердили, что жизнь на Землю могло "занести" метеоритом из космоса, однако ответ на главный вопрос, есть ли на Рюгу чем поживиться, получен не был.

Цифра
10 тыс.
квадриллионов долларов стоит самый дорогой астероид Психея. Запасов золота на нём столько, что каждому человеку на планете досталось бы по 93 млрд долларов, если бы их удалось получить.

"Космошахтёрством" интересуются не столько учёные, сколько предприниматели, которые заинтригованы потенциальными доходами от разработок месторождений ископаемых в космосе. Британец Митч Хантер-Скаллион – один из таких. Несколько лет назад он основал компанию Asteroid Mining Corporation, которая в настоящее время разрабатывает роботизированные и спутниковые платформы для разведки и добычи ресурсов на других небесных телах, включая астероиды.

Хантер-Скаллион говорит, что помимо миллионов долларов, которые пока существуют только на бумаге, отрасль космической геологии может принести и другую выгоду. Неожиданно – экологам. Они считают, что если приостановить традиционную добычу полезных ископаемых на Земле с обычным бурением и перенести добычу в космос, то сильно снизятся выбросы токсичных химических веществ в атмосферу (к примеру, мышьяка и свинца).

Однако, несмотря на множество потенциальных преимуществ, многие специалисты считают, что космическая добыча полезных ископаемых – это пока просто красивая идея, которая далека от воплощения в реальность.

– У нас практически нет информации о потенциальных месторождениях на небесных телах. А принимать решение о полёте неведомо куда и неведомо зачем нецелесообразно ни с какой точки зрения. В первую очередь с экономической, – говорит Metro доктор Кэтрин Мур, старший преподаватель из британского Университета Эксетера.

Ресурсы, которые могут быть использованы прямо в космосе:
Вода – чтобы поддерживать жизнь космонавтов.
Лунный или марсианский реголит может пойти на строительство новых зданий баз на небесных телах.
Ресурсы, которые можно привезти на Землю:
Наиболее интересным сырьём являются элементы платиновой группы, которые на Земле стоят очень дорого. 
Неблагородные металлы, такие как железо, не представляют интереса, поскольку на Земле они не имеют достаточно высокой цены, чтобы оправдать стоимость их транспортировки из космоса.

Мур уверяет, что это не единственная проблема. В настоящее время человечество не располагает технологиями, которые были бы способны добывать ископаемые, разрабатывать месторождения и, собственно, чинить машины, если что-то пойдёт не так.

Наконец, говорит Мур, если вести добычу полезных ископаемых на орбите, это может привести к образованию крупных обломков пород. И кто знает, куда они полетят? Вдруг в МКС? Возрастают риски для жизни космонавтов, что недопустимо.

3 вопроса о "космошахтёрской" компании

Основатель Asteroid Mining Corporation Митч Хантер-Скаллион

Митч Хантер-Скаллион.
Митч Хантер-Скаллион.

Почему вы решили создать компанию по добыче полезных ископаемых в космосе?

– Я учился в университете, когда впервые узнал об идее космической добычи полезных ископаемых. Написал диссертацию на эту тему и с тех пор так и занимаюсь её изучением. Потенциальные доходы от будущих космических разработок просто ошеломляют: один металлический астероид диаметром 1 км потенциально может стоить около 20 трлн фунтов стерлингов (1 фунт стерлингов – это около 104 рублей) из-за высокой концентрации в нём металлов платиновой группы. Поэтому я решил основать Asteroid Mining Corporation (AMC). 

 И чем занимается ваша компания?

– В AMC мы разрабатываем космических роботов – исследователей астероидов – шестиногих роботов-пауков, предназначенных для маневрирования по поверхности астероидов и Луны. Используя эти платформы, мы можем изучать небесные тела на присутствие там залежей полезных ископаемых.

Один из роботов – исследователей.
Один из роботов – исследователей.

Каковы сейчас основные проблемы "космошахтёрства"?

– Один из самых сложных вопросов – нормативно-правовая база, ведь, как мы помним, согласно Договору о космосе от 1967 года, космические тела никому не принадлежат, поэтому сложно вести разработку на территории, на которую никто не может претендовать. Также кому будут принадлежать ископаемые, которые мы достанем? Вопрос сложный. Ещё одна непростая сторона вопроса – финансирование. Мало кто хочет вкладывать реальные миллионы в бизнес, который лишь в теории принесёт доход, пусть и триллионный.

2 вопроса о направлениях "космодобычи"

Иван Моисеев, руководитель Института космической политики

Иван Моисеев.
Иван Моисеев.

Где возможно "космошахтёрство"?

– Первая кандидатура на добычу ресурсов – это Луна. Даже можно сказать более точно, это Южный пояс, где находятся залежи ископаемой воды. Лёд – это вода, а она – отличное ракетное топливо, поскольку воду можно разложить на водород и кислород, необходимые для создания топлива.

Там же, на лунных базах, которые собираются строить США и Китай, могут собирать грунт с поверхности, реголит, чтобы делать из него укрытия от радиации. Из реголита же достаточно просто делать строительные блоки для обустройства лунной базы, чтобы не тащить их с Земли.

Есть ли ещё претенденты, кроме Луны?

– Более отдалённое и вместе с тем более давно обсуждаемое направление  – это астероиды. Нам в первую очередь интересны металлические астероиды, которые содержат много никеля – на Земле это дорогая и труднодобываемая вещь. Интересны и другие металлы, в том числе платина и золото. Можно либо полететь на астероид и начать разработку там, либо доставить астероид, если он небольшой, на орбиту Земли и разрабатывать его здесь.

3 вопроса о выгоде добычи ископаемых в космосе

Сергей Хестанов, экономист, доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС

Сергей Хестанов.
Сергей Хестанов.

Как вы думаете, добыча ископаемых в космосе возможна?

– Я с большой симпатией отношусь к космосу, но оцениваю перспективу добычи полезных ископаемых там как нечто настолько далёкое, что пока рано рассуждать об этом всерьёз. Всё упирается в простой параметр – стоимость доставки. Стоимость доставки килограмма любого груза на Землю сегодня слишком высока, даже несмотря на то, что благодаря деятельности Илона Маска эта цена упала в два-три раза. Поэтому прогресс в этом вопросе есть, но его мало, чтобы сделать рентабельной добычу чего угодно в космосе.

То есть эта идея совершенно безнадёжна?

– Нет, я бы так не сказал. Единственный сегмент, где теоретически может быть достигнут коммерчески позитивный эффект, – это добыча редкоземельных элементов. Их целая группа (17. – Прим. ред.), и на Земле добываются эти металлы очень сложно, иногда речь идёт о нескольких десятках килограммов в год. При этом они применяются в производстве разного рода электроники – в производстве микросхем, в облегчении полупроводников. Их присутствие в земной коре настолько незначительно, что такие экзотические способы добычи, как в космосе, теоретически могут быть рентабельны.

Что ещё мешает человеку полететь за редкоземельными металлами хоть завтра? 

– Главный камень преткновения в отсутствии информации – пока месторождений редкоземельных элементов в космосе не найдено. Сейчас ползают по Марсу роверы, учёные потихонечку анализируют доставленные к нам сюда образцы с разных небесных тел, но сенсаций не было. Да и лететь непонятно куда и непонятно зачем невыгодно. Тот же самый литий – да, он редкий, но на Земле его пока хватает, не стоит он того, чтобы снаряжать на его поиски космические экспедиции.   Поэтому пока это красивая идея, которая зависит от развития космической геологии.