
Валерий Чебочаков – опытный шаман из Хакасии, который стал прообразом шамана в одноимённом фильме. Хотя по характеру, если честно, он совсем не похож на персонажа фильма – он шутник, и легко может отправить человека к другому шаману, если не хочет или не может исполнить какое-то желание.
Когда я летала в Хакасию по местам съёмок картины, то попала к Валерию на шаманский ритуал. Так как я не знала тогда Валерия как человека, то страшно перепугалась – он назвал заряженную воду заражённой и предложил мне её выпить. Попросить его исполнить какое-нибудь своё желание я тогда не решилась, но интервью взяла.

А потом ещё раз встретилась с шаманом в Москве прямо перед премьерой фильма, на которую он приехал в своём шаманском костюме, с бубном и травой для окуривания зала. К сожалению, траву зажечь ему не разрешили, но на первых рядах её аромат всё равно был слышен. Валерий начал бить в бубен, и ввёл зрителей в транс ещё до начала фильма. Я села на третий ряд рядом с ним, чтобы до начала фильма успеть задать ещё несколько вопросов.

– Валерий, о чём вас просят люди, приходящие на приём?
– О деньгах, муже, бабе и славе. Никто не задумывается о высшем, – ответил он, звеня колокольчиками, пришитыми к его шаманскому костюму, в котором он обычно проводит обряды.
– А любое желание исполняется?
– Духи решают, исполнить желание или нет. Если хорошо попросить духов, они много что могут сделать.
– А это правда, что вы не можете никому отказать в просьбе, как шаман в кино?
– Нет, это неправда. Если я что-то не могу исполнить, то я отправляю к другим шаманам. Одни шаманы отвечают за деньги, другие за здоровье того или иного органа – у каждого своя специализация. Я многопрофильный шаман, но не берусь, например, за помощь в любовных вопросах, так как сам живу один.
– Как вы стали шаманом?
– Я потомственный шаман – 4 моих деда были шаманами. Двоих расстреляли, двоих долго прятали в Минусиновской тюрьме. Раньше было поголовное уничтожение шаманов, поэтому, когда я начал стучать в бубен и ходить с ним по горам, мама плакала и крестила меня вслед. А когда увидела, что даже сильные мира сего – представители ФСБ – приезжают на обряд, перестала за меня волноваться. Времена изменились.
– А мне после этого фильма, наоборот, стало страшно ходить к шаманам...
– Я сам после этого фильма стал бояться шаманов. Но в фильме заложена глубокая философия, поэтому, хоть он и страшный, но мне страшно понравился.
На соседнем кресле сидел знаменитый актёр Амаду Мамадаков, которому в Хакасии не дают проходу – и прохожие, и таксисты просят его сделать селфи. Я тоже не удержалась и сделала с ним совместное фото.

– Я из Горного Алтая, у нас тоже много шаманов, и я к ним отношусь с уважением, хоть и не был на приёме, – поделился со мной Амаду. – А когда я снимался в Туве, то сильно заболел и ходил к шаманке, чтобы подлечиться. Я вынужден был обратиться, это было не из любопытства, а по необходимости. Из любопытства такие вещи делать нельзя.
– Получается, я единственный из нашей съёмочной группы, кто не ходил на приём к шаману – я уважаю шаманов, но мне не надо, – подключился к разговору молодой и энергичный режиссёр фильма Михаил Мерзликин, с которым мы провели почти неделю в Хакасии. – Зато я много наблюдал, как люди приходят на приём к шаманам и как они теряются, не знают, что сказать. И ладно бы люди приходили с благими пожеланиями и мудрыми мыслями. А то бывает, что приходят туристы и просят такое, за что берёт испанский стыд. Я это и передал в фильме. К шаману надо идти осознано, только если есть серьёзная причина.
– Михаил, а почему вы все картины снимаете о духах, шаманах и тонком мире?
– Это не я выбираю снимать про шаманов и духов, а они меня выбирают, – шутит режиссёр фильма Михаил Мерзликин. – Я историк по образованию, много увлекался шаманизмом и доувлекался.
Михаил добавил, что шаманизм – самое древнее вероисповедование, ему 40 тысяч лет.
– В Хакассии есть поверие, что Иисус был одним из первых шаманов. Поэтому неудивительно, что к шаманам на приём приходят и мусульмане, и христиане, и представители других религий. В Хакасии практически у каждого есть телефон шамана, по которому звонят в экстренных случаях, – продолжает режиссёр. – Хакасы крестились в XVIII веке, и они ассимилировали христианство и шаманизм. Они носят крестики, но обкладывают могилы камнями и делают обряды.
Как рассказал режиссёр, перед съёмками фильма они тоже проводили шаманские обряды, даже два – сек-сек и благопожелание для того, чтобы съёмки фильма и премьера прошли хорошо.