Шерстяные дети и вороны напомнили про вкуснейшие мамины пельмени и бесконечное небо

Основатель жанра войлочной скульптуры Ирины Андреевой "Притяжение зимы" открыла выставку, которая объединила людей трогательными детскими воспоминаниями
Шерстяные дети и вороны напомнили про вкуснейшие мамины пельмени и бесконечное небо
Vasil Kuzmichonak / v.k@inbox.ru
Войлочная девочка катается на коньках.

Первое, что на выставке бросается в глаза, – плакат со словами художника: "И время бесконечно... И день, и год, и жизнь..." На подоконнике стоит красный магнитофон. Играет музыка из советского кино. Рядом разбросаны чёрно-белые фотографии. На них – счастливые ребятишки в шапках-ушанках, варежках и тёплых шубках. Дети на карточках стоят по уши в сугробах, катаются на лыжах и играют в снежки. Они словно оживают в войлочных куклах Ирины Андреевой: маленькая краснощёкая девочка, сидящая на скамейке, толстая ворона на карусели, мальчишки, повисшие вверх тормашками на турнике.

Необычные мальчишки
Василий Кузьмичёнок
Необычные мальчишки

Ирина – в шерстяном воротнике серого цвета – сразу меня поправляет: называть их куклами неправильно, это произведение искусства, хоть и из войлока. Художник использует овечью шерсть осенней стрижки. Животное должно тщательно пропотеть, чтобы ворсинки стали жёсткими и покрылись слоем жира. Благодаря этому из шерсти легче слепить фигурки.

Узнав, что все экспонаты можно трогать, тут же тыкаю в ворону пальцем. Она мягкая и ворсистая, как игрушки из детского садика.

Произведение шерстяного искусства
Василий Кузьмичёнок
Произведение шерстяного искусства

– Я не искала специальный материал, никого не хотела удивить, – рассказывает Ирина, которая увлеклась лепкой из войлока ещё студенткой. – Просто почувствовала, что нужно работать с шерстью. Мне подсказало сердце. А ещё шерсть вкусно пахнет и фактура тёплая. Этот материал возвращает к истокам.

Оказывается, войлок в работе очень жёсткий материал. Я бы сказала, даже жестокий.

– Лепить экспонаты тяжело. Руки в кровь, шерсть же жёсткая. Всё делаю сама. Прежде чем придать материалу форму, его необходимо окунуть в воду, а потом уже лепить. Скульптуры после воды становятся тяжёлыми, как медведи, поэтому часто болит спина.

У всех скульптур Ирины нейтральные лица – кругленькие, с чёрными точками вместо глаз. Это сделано для того, чтобы зритель смог рассмотреть в них близкого человека, но в первую очередь – самого себя.

Такое же личико у девочки в клетчатой куртке, которая делает на снегу ангела. Я тоже так играла! Ирина переворачивает "подушку снега" с девочкой, на другой стороне – белые подснежники.

– Их не видно под снегом, но это ещё не значит, что цветов нет, правда? Мои скульптуры очень живые.

Взгляды так и притягивают светящиеся окошки серой шерстяной пятиэтажки. Скульптор рассказывает, что это дом, где росла её мама, а из окон видна площадка, на которой до сих пор стоит горка-ракета.

Уютные домики из шерсти
Василий Кузьмичёнок
Уютные домики из шерсти

– В моём детстве все прилипали к горке языками. Не знаю почему, но всем хотелось в мороз лизнуть её. Ещё помню, что зимой папы из ближайших домов выходили строить огромную горку для детей, – вспоминает Ирина. – А ещё я сделала радиоприёмник. Он прямиком из моего детства. Помню, что там была одна программа. На одной из радиопередач крутили зарубежную музыку. Я думала, что слышу "Голос Америки". Ну и как же без воспоминаний о санках и скрипе полозьев...

Мне начинает казаться, что я наблюдаю за воспоминаниями моей мамы, а потом плавно окунаюсь в свои: мальчик с лыжами, уставшая девушка, снимающая коньки, упитанные голуби, пельмени на разделочной доске – всё пронизано любовью и заботой близких.

Пельмени хоть и нельзя съесть, но выглядят как настоящие
Василий Кузьмичёнок
Пельмени хоть и нельзя съесть, но выглядят как настоящие

Ирина собирает детские воспоминания своих зрителей. Их на выставке несколько стопок. На одном листе написано: "Падаешь с санок на спину, поднимаешь глаза и видишь бесконечное небо. При этом чувствуешь огромное счастье и тишину" – это любимое воспоминание, оставленное для художницы.

– Это моя любимая история, – признаётся Ирина. – Она показывает всем нам, что в детстве ничего не было, кроме большой-большой зимы. Была просто жизнь. И сейчас нужно обмениваться радостью и нежностью друг с другом. Я из этих воспоминаний хочу составить и издать книгу. Может, в этом году, а может, в следующем. Все записанные воспоминания смешались с моими. Теперь уже сложно сказать, где мои, а где чужие.

Есть на выставке ещё два экспоната. Женщинам, которые хотят родить ребёнка, советуем обратить внимание на валенки: их можно потереть и загадать малыша. Необычными свойствами обладает ещё и дерево желаний, которое трудно не заметить. Вместо листочков на нём висят маленькие серые то ли носочки, то ли валеночки. Любой может положить в них бумажку с заветным желанием. Ирина, как настоящая фея, исполняет желания, сжигая эти записки на озере Байкал.

Чудо-валенки
Василий Кузьмичёнок
Чудо-валенки