В Музее кино поставили царский трон – это реквизит с картины "Юность Петра", снятой Сергеем Герасимовым в 1979–1980 гг. на Киностудии имени Горького. Трон – это то, что объединяет всех героев выставки "Собиратели земель русских", посвящённой образам в кино Петра I, Екатерины II и Ивана Грозного.
– У каждого из кинематографистов свой образ самодержца: кто-то точно следует историческим источникам, у кого-то это вымысел, – говорит Metro куратор выставки, научный сотрудник выставочного отдела Музея кино Никита Котик. – Мы решили показать, при помощи каких средств кинематографисты переносят на экран исторические события. И насколько художественная интерпретация и образы больших исторических деятелей расходятся с конкретными историческими фактами, насколько эти допущения и трактовки целесообразны в игровом кино.
Самый яркий пример разности трактовок даёт образ Ивана Грозного – один в понимании Сергея Эйзенштейна, второй – Ивана Пырьева. Режиссёры познакомились в 1920-х годах в Первом рабочем театре Пролеткульта, где Эйзенштейн на правах старшего товарища был наставником Пырьева. Почти двадцать лет спустя он снимает в Алма-Ате по заказу Иосифа Сталина фильм о первом русском царе, хотя после съёмок "Александра Невского" был уверен, что больше к средневековой Руси не вернётся. На роль молодого царя он пригласил сына Ивана Пырьева Эрика.
Картина Эйзенштейна задумывалась в трёх частях. Первая начиналась с торжественного образа взошедшего на престол молодого царя и заканчивалась психологическим сломом после отравления царицы и переездом в Александровскую слободу. Вторая показывала, как почти обезумевший от потери жены и сына царь казнит врагов и тех, кого ими считает. Третья часть должна была быть посвящена покаянию царя – на выставке показывают рабочие кадры этой оставшейся не реализованной из-за смерти Эйзенштейна части картины.
– Интересно, что сцена покаяния была первой, которую Эйзенштейн придумал, начиная работу над фильмом, – рассказывает Никита Котик. – Принимаясь за фильм, режиссёр понимал, что это заказ Иосифа Сталина, который хотел видеть определённый образ Грозного. Но как художник он в итоге создал картину, в которой показал многогранную личность: с одной стороны, великого царя, а с другой, – человека, которого власть доводит до безумия.
За первую часть фильма Эйзенштейн и съёмочная группа получили Сталинскую премию, вторую часть картины запретили и показали только после смерти и самого режиссёра, и Сталина в 1958 году, а третья осталась в эскизах и замыслах.
При жизни Сталина Ивану Пырьеву предложили “исправить” замысел его бывшего учителя – снять новую версию “Ивана Грозного”. В Музее кино сохранилось огромное количество эскизов костюмов и декораций художников Левана Шенгелии и Василия Ковригина, которые на выставке занимают целую стену. По ним можно предположить, что, в отличие от Эйзенштейна, который сделал упор на глубокой психологической проработке характеров, фильму Пырьева больше свойственен историзм.
Но фильм Ивана Пырьева, как и третья часть саги Эйзенштейна о Грозном, тоже остался только замыслом. После смерти Сталина подготовка к съёмкам была остановлена, а через год Пырьеву и вовсе стало не до того – его назначили директором “Мосфильма”, где он из-за своего вспыльчивого и темпераментного нрава получил прозвище Грозный.