Сердце ЦОДД бьётся 24/7: как в Москве решают проблемы с затруднениями на дороге

Центру организации дорожного движения исполнилось 25 лет. С этим праздником всех сотрудников поздравил мэр Москвы Сергей Собянин. Репортёр Metrо побывала в ЦОДД, который быстро и слаженно обеспечивает безопасность и комфорт автомобилистов, пассажиров и пешеходов на дорогах, чтобы узнать, как им это удаётся
Сердце ЦОДД бьётся 24/7: как в Москве решают проблемы с затруднениями на дороге
Елена Купцова
Сердце ЦОДД – Ситуационный центр, единственный в России и крупнейший в Европе.

В сердце ЦОДД, Ситуационном центре, сотрудники следят за движением транспорта по всей Москве круглосуточно. У каждого на столе четыре огромных монитора, на которых открыты различные инструменты. Среди них дорожные камеры, программа по управлению светофорами в городе, статистика дорожного движения, где видны все ДТП и общее число транспорта на дорогах. 

– Мы мониторим всё движение, чтобы жители без затруднений на дорогах добирались, куда им нужно, – рассказывает Ильгиз Хасянов, главный специалист Дежурной смены ЦОДД.– Наша задача, если видим затруднения, оперативно вмешаться и разрешить ситуацию. 

Сотрудники ЦОДД следят за ситуацией на дорогах столицы и оперативно решают все проблемы.
Елена Купцова
Сотрудники ЦОДД следят за ситуацией на дорогах столицы и оперативно решают все проблемы.

За каждым специалистом закреплён за свой округ: север, юг, запад, восток и центр. И он должен знать всё, что в его округе происходит: ремонтируют ли на дороге яму или упало дерево на трамвайные пути, где случилась мелкая авария, все ли светофоры работают и по какой причине датчики сигнализируют о медленном движении автотранспорта. 

Цифра
2022
– с этого года на МКАД и других магистралях начали устанавливать камеры видеоаналитики.

– Всю информацию мы анализируем с помощью нескольких источников данных: наши системы, карты, внешние источники, камеры телеобзора, также мы сотрудничаем с многими службами. Это и ГАИ, и 112, – продолжает Ильгиз. – К примеру, если произошло ДТП и на дороге фиксируем затруднение движения, мы либо сами это видим, либо получаем данные от ГАИ. Что мы делаем? Отправляем на место эвакуаторы или дорожный патруль для содействия, иногда коллег из коммунальных служб для уборки проезжей части. Всё координируем. 

– Сегодня в центре трудятся около 3 тысяч специалистов. Они внедряют современные технологии и сервисы, меняющие город к лучшему.
Сергей Собянин, мэр Москвы

Ильгиз говорит, что одна из важнейших задач – не допустить ухудшения дорожной ситуации, и подводит к главному монитору во всю стену в Ситуационном центре. Видео с камер, где изображены перекрестки и улицы в Москве, наиболее популярные среди автомобилистов – в центре. На информационном баннере справа. отображаются все значимые происшествия за сутки. Слева на мониторе – балльность движения в городе и три полоски – значимые эстакады: МКАД, ТТК и Садовое. И данные длины затруднения движений на них. 

На главном мониторе в Ситуационном центре – популярные среди автомобилистов улицы и перекрестки Москвы.
Елена Купцова
На главном мониторе в Ситуационном центре – популярные среди автомобилистов улицы и перекрестки Москвы.
Цифра
34
экипажа дорожного патруля курсируют в городе ежедневно.

– Видите, сейчас 4 балла в городе, общая длина затруднений – 152 км, это немного, на ТТК – 33 км, на МКАД – 42 км, на Садовом – всего 9 км, – Ильгиз показывает на монитор. – Балл загруженности на дорогах мы разработали свой. Датчики установлены по всему городу на столбах, и каждый месяц их добавляют всё больше. Они надёжные, движение транспорта считывают практически без погрешностей. Если машины едут медленно, то датчик в секунды это считывает и информацию передаёт, обрабатывает, проводит аналитику и выставляет балл. На МКАД несколько лет назад установили умные камеры с нейросетью. Они определяют 13 типов инцидентов: возгорание, остановку в полосе движения, пешеходов на проезжей части и другие события. Вся информация незамедлительно поступает к нам. Мы решаем, отправить ли "Дорожный патруль" на место аварии, или вызвать, например, МЧС. Благодаря работе умных камер "Дорожного патруля" количество ДТП на МКАД стало меньше.  Знаете, мы ко всему готовы. И уточек помогали через дорогу переводить, и котёнка на МКАДе спасли, и пожилых людей, которые на трассы выходили из-за проблем со здоровьем, до дома довозили. Помогать —  такая у нас работа.