Сегодня исполнилось бы 80 лет Валерию Брумелю, лучшему спортсмену мира начала 60-х годов

Вместе с его вдовой Мариной Анатольевной Metro вспоминает любопытные факты из жизни и карьеры прославленного прыгуна в высоту
Сегодня исполнилось бы 80 лет Валерию Брумелю, лучшему спортсмену мира начала 60-х годов
Юрий Сомов / РИА "Новости"
Легкоатлет Валерий Брумель.

Неспортивное телосложение

В детстве будущего олимпийского чемпиона дразнили за нелепую комплекцию. По признанию самого Валерия, его "довольно регулярно" били в школе.

"Помню, как меня, хилого, почти "прозрачного", сильно избили мои сверстники, – писал Брумель в книге "Высота". – Худой, длинноногий, никчёмный человек – так считали мои школьные "товарищи" – должен был "собачкой" бегать за более сильными и во всём им покоряться... Так что в спорт я пришёл нет от избытка энергии, а от презрения к себе как к человеку. Даже свои длинные ноги (впоследствии моё преимущество) я тогда считал непоправимым несчастьем. Я уже твёрдо знал, что сильным буду, я добьюсь этого, но вот свои ноги – их мне уже никогда не удастся сделать короче".

Родители, работавшие геологами, не приветствовали желание сына стать спортсменом, настаивая на том, чтобы тот не пропускал уроки в художественной школе и осваивал скрипку: "Когда с этой скрипкой я был пойман отцом на тренировке, то был крепко поколочен и "записан" с этого времени в самые никчёмные люди".

В 1954 году в пионерском лагере Брумель принял участие в соревновании по прыжкам в высоту, покорив планку 120 см. Но огромный талант в нём, воспитаннике детской спортивной школы Луганска, разглядели гораздо позже. Известный тренер Владимир Дьячков пригласил 17-летнего Валерия в Москву.

С того момента началось его триумфальное восхождение на спортивный олимп.

Соперничество с Томасом

В конце 50-х сильнейшим в мире прыгуном в высоту считался Джон Томас. В апреле 1960 года он установил свой первый мировой рекорд на открытом воздухе – 2,17 метра. Через несколько месяцев двухметровый атлет прилетел в Рим на Олимпиаду в ранге главного фаворита. Но золото досталось не ему, а советскому спортсмену Роберту Шавлакадзе, который с первой попытки взял высоту 2,16 метра. Брумель повторил этот результат со второй попытки, завоевав серебро.

Томас, обескураженный своей бронзой, потребовал реванша. Он состоялся полгода спустя на турнире в Нью-Йорке, куда пригласили Брумеля. И тот трижды подряд одолел соперника, став первым в истории легкоатлетом-иностранцем, завоевавшим титул чемпиона США.

Томас и Брумель в 1961 году.
Юрий Сомов / РИА "Новости"
Томас и Брумель в 1961 году.

Шесть мировых рекордов

В начале 60-х он устанавливал мировые рекорды шесть раз.

"Так у меня получилось, что к каждому своему новому рекорду я прибавлял по сантиметру: 2,23... 2,24... 2,25... 2,26... 2,27... 2,28! – пишет Брумель. – В беспрерывной атаке на эти высоты я научился видеть перед собой соперника без соперника, то есть только свою очередную рекордную высоту".

Главная из них была за- фиксирована 21 июля 1963 года в "Лужниках" во время матчевой встречи СССР – США. В присутствии 100 тысяч зрителей, среди которых находился первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв, советский спортсмен преодолел планку 2,28 метра, оставив не у дел всё того же Томаса. Этот рекорд продержался более восьми лет.

В 1961–1963 годах Брумель признавался лучшим спортсменом мира, ему вручали награду "Золотая каравелла Колумба". Такой чести – три года подряд! – не удостаивался ни один спортсмен.

Говорят, не было в то время в Союзе людей популярнее Юрия Гагарина и Валерия Брумеля, которого называли "космическим прыгуном": так совпало, что свой первый мировой рекорд он установил в 1961 году, когда свой полёт совершил первый космонавт.

Когда на Олимпиаде-64 в Токио Брумель выиграл золото (с результатом 2,18 метра), казалось, впереди ещё много громких побед. Осенью 1965 года на первенстве СССР по лёгкой атлетике в Алма-Ате он планировал преодолеть высоту 2,30... Однако случилась трагедия.

Роковая авария

5 октября 1965 года после тренировки Брумель попал в кошмарную аварию. Мотоцикл, за рулём которого была его сокурсница, занесло на мокрой Яузской набережной, и сидевший сзади Валерий отлетел в железобетонный столб.

"Я сидел под парапетом набережной и искал свою правую ступню, – вспоминал Брумель. – Её почему-то не было, метрах в пяти валялся только один ботинок... На меня чуть не наехал вынырнувший из тоннеля грузовик. В полутемноте он включил фары, в их свете я увидел рядом с собой кровь и костные обломки. Сама ступня, оказывается, была подо мной. Я сидел на ней. Я высвободил ногу – она висела лишь на одних связках и сухожилиях. Остановили какой-то "Запорожец". Я буквально взял ступню в левую руку, на одной ноге проскакал к кабине. Потом я сидел рядом с шофёром и, продолжая придерживать ступню, указывал, как быстрее проехать в Институт имени Склифосовского. Со ступни обильно текла кровь. Я ещё ни разу не потерял сознание..."

– Когда Валерку приволокли в "Склиф", нога совершенно не работала, кровища хлестала, – добавляет в интервью Metro вдова спортсмена Марина Брумель. – Я примчалась туда, стала обзванивать больших спортивных руководителей и именитых тренеров. Они приехали и поначалу не поняли, что перед ними Брумель: он просто валялся в коридоре, умирал там. "Склиф" в те годы представлял собой жалкое здание. И кругом тяжелобольные с топорами в головах. В общем, это был ужас, кошмарище. Только ночью приступили к операции.

Хирург-кудесник

Стоял вопрос об ампутации ступни, однако врачи сумели её сохранить. За три года он перенёс более 30 операций. Брумелю повторяли: о возвращении в спорт не может быть и речи!

Но, пройдя реабилитацию под началом знаменитого хирурга Гавриила Илизарова, олимпийский чемпион расстался с костылями и приступил к тренировкам. В 1970 году он даже прыгнул на 2,09 метра, но вскоре порвал ахилл на другой ноге. Спорт пришлось оставить навсегда, Брумель стал инвалидом второй группы.

Хирург-ортопед Г.А. Илизаров.
Котляков Эдуард / ТАСС
Хирург-ортопед Г.А. Илизаров.

От спорта – к драматургии

Восстанавливаясь после аварии, Брумель окончил Центральный институт физической культуры. Но тренером он не работал. Валерий Николаевич нашёл себя в писательском ремесле, стал соавтором романа "Не измени себе", который был переведён на семь языков. На сценах региональных театров с успехом шли его пьесы "Рёв трибун", "Олимпийская комедия", "Доктор Назаров" (посвящённая Гавриилу Илизарову). Кроме того, он появился в известной киноленте 1970 года "Спорт, спорт, спорт" режиссёра Элема Климова, а в 1972-м на "Мосфильме" был снят художественный фильм "Право на прыжок" по сценарию Брумеля.

Скандал с валютой

Он много путешествовал, в качестве почётного гостя его не раз приглашали в США и другие страны. Но в 1972 году в Шереметьево борт с Брумелем, который планировал вылететь в Мюнхен на Олимпийские игры, был остановлен возле взлётной полосы. Спортсмена сняли с рейса. При обыске у него обнаружили валюту.

– У Валерки было много друзей из Большого театра, а там все пытались заработать на валюте во время поездок за рубеж, – рассказывает Марина Брумель. – Возможно, и в этой истории не обошлось без их "помощи". Меня тогда вызывали в КГБ. Дело замяли, но Валерка стал невыездным.

Два памятника

Брумель умер от рака 26 января 2003 года в возрасте 60 лет. Похоронили легендарного атлета на Новодевичьем кладбище. На его могиле сразу два памятника. Первый представляет собой надгробную плиту, напоминающую пламя олимпийского факела. На ней изображён Брумель, преодолевающий планку перекидным стилем (животом вниз). К слову, он был последним олимпийским чемпионом, кто использовал такую манеру прыжка.

А в августе 2020 года рядом был открыт другой монумент – бюст спортсмена на постаменте. В верхней точке он достигает символической отметки 2,28 метра – высоты последнего мирового рекорда Валерия Брумеля.