Рукоделие в доход: пошаговый гид для начинающих мастеров

Рукоделие – это не только увлечение, но и возможность создать собственный бизнес. Вязание, вышивание, создание украшений, керамика, мыловарение – всё это может приносить доход, если подойти к делу с умом. Metro рассказывает, как монетизировать своё хобби и выйти на новый уровень
Рукоделие в доход: пошаговый гид для начинающих мастеров
Мария Ильина
Свой магазин для хендмейд-мастера – это скорее роскошь, а не способ заработка.

С чего начать?

– Сейчас в мире развивается глобальный тренд на изделия ручной работы и индивидуальный дизайн, – говорит Metro Надежда Александрова, маркетолог, кандидат культурологии и преподаватель СПбГИК. – Люди устали покупать товары в массмаркете и выглядеть как большинство. Люди не хотят жить в стандартных интерьерах с типовыми обоями на стенах. Люди готовы покупать авторские вещи, которые будут отражать их внутренний мир и ценности. Поэтому если вы – рукодельница, художник, скульптор, дизайнер украшений, делаете натуральную косметику, кукол, свечи ручной работы – у вас есть все шансы на успех. Главное – следовать пошаговому плану монетизации своего хобби.

Первый шаг, который рекомендует сделать Надежда, – ответить на два ключевых вопроса: что вы будете продавать и где? 

– На старте лучше сосредоточиться на одном направлении, – советует специалист. – Например, если вы создаёте украшения, выберите 1–2 категории – броши или серьги. Когда продажи наладятся, можно расширять ассортимент. Что касается площадок, начните с социальных сетей, профильных сайтов для мастеров, локальных маркетов или даже домовых чатов.

Кто ваш покупатель и ваши конкуренты?

– Если вы создаёте уникальные и дорогие изделия, например броши ручной работы или шапки из премиальной шерсти, ваш покупатель – узкий сегмент, готовый платить за эксклюзив, – объясняет Надежда. – Если же ваши изделия доступны по цене, ориентируйтесь на массового потребителя. Здесь прибыль будет зависеть от количества продаж.

Не менее важно перед началом продвижения изучить конкурентов, работающих в том же сегменте, добавила эксперт. 

– Вас должны интересовать цены, описание изделий и, главное, отзывы покупателей, – объясняет эксперт. – На основании отзывов людей вы можете в дальнейшем создавать контент, используя их формулировки. Довольные покупатели сами пишут, почему они покупают изделия ручной работы, что для них ценно. Обязательно берите на вооружение их слова.

Считайте затраты

– Помимо себестоимости материалов обязательно посчитайте, сколько стоит час вашего рабочего времени, и посмотрите, по каким ценам похожие изделия продают конкуренты, – советует Надежда Александрова. – Не демпингуйте – установите справедливую цену, которая покроет ваши затраты и принесёт прибыль. Продажи по заниженным ценам вредят не только вам, но и рынку в целом. Покупатели, которые видят у продавца цену ниже, чем у конкурентов, будут считать, что у вас что-то не то с качеством, и, скорее всего, уйдут к другому продавцу. 

Презентация товара

– Подумайте, как вы будете представлять свои изделия. Покупатели хотят видеть, как товар смотрится в реальной жизни – на человеке или в настоящем интерьере, поэтому избегайте фотографий на фоне, на столе или у стены, – рекомендует специалист.  

Если бюджет позволяет, привлеките фотографа или видеографа, так как визуал решает всё, рекомендует эксперт. А если не позволяет, вам придётся освоить базовые навыки съёмки с помощью обучающих материалов в Интернете. 

Продвигайте себя и свои товары

– Социальные сети – ваш главный инструмент продвижения. Рассказывайте о своём деле, показывайте закулисье – людям это интересно, – уверяет эксперт. – В мессенджерах сейчас есть возможность публиковать истории, в которых вы можете показать процесс создания изделия и готовые работы. Не стесняйтесь своего творчества. А если вас что-то смущает, истории можно закрыть от определённых людей в настройках при публикации. 

Эксперт рекомендует подготовиться к работе вдолгую. 

– Вам предстоит не только создавать изделия, но и общаться с клиентами, заниматься упаковкой и доставкой заказов, – объясняет эксперт. – Чёткое планирование поможет поддерживать регулярность всех этих действий. 

Личный опыт рукодельницы и хозяйки магазина Марии Ильиной
Получив искусствоведческое образование, я расписывала деревянные украшения дома для себя, потом начала проводить мастер-классы по росписи браслетов и серёжек для детей, а когда увидела, что мои украшения покупают, открыла интернет-магазин. Потенциальные покупатели стали спрашивать, куда можно прийти, чтобы всё перемерять и потрогать. Я пошла на поводу и открыла магазин-мастерскую "Искусство#бумага" в Санкт-Петербурге. И не знала, с чем придётся столкнуться, какие затраты меня ожидают. 
Теперь большую часть времени я занимаюсь ведением бухгалтерии и другими делами, нежели творчеством. Зато в моём магазине могут продавать свои товары другие талантливые мастера, которые делают мягкие игрушки и прочие изделия ручной работы, которые я пока делать не научилась. Мой совет начинающим мастерам – развивайте свой сайт и соцсети и не спешите открывать магазин, так как он будет занимать всё ваше время и потребует времени и терпения, чтобы выйти на прибыль.