Сокращение закупок российских пиломатериалов Евросоюзом планово началось ещё в 2022 году, объяснил Пётр Щербаченко, доцент Финансового университета при Правительстве РФ. До этого Москва являлась главным поставщиком этой продукции.
— Уже в 2023 году из-за антироссийских санкций в топ-10 импортёров пиломатериалов из России не осталось ни одной европейской страны, — добавил специалист.
По подсчётам экспертов, до этого Москва ежегодно продавала за границу от 38 до 43 млн тонн лесопромышленной продукции на сумму $14–16 млрд. После фактического закрытия рынка ЕС поставки сократились на 20–30%, а отечественные компании были вынуждены переориентировать направление экспорта.
— Российские лесопромышленники начали активно развивать сотрудничество с азиатскими партнёрами, постепенно наращивая объёмы экспорта в страны региона. Главным же покупателем российских пиломатериалов стал Китай, – уточнил Щербаченко.
Однако, как отмечают аналитики, китайского рынка недостаточно, чтобы компенсировать потерю европейского. Поэтому за 2023 год РФ, например, более чем в два раза нарастила экспорт переработанной древесины в Турцию.
По словам Щербаченко, также выросли поставки в Киргизию – на 36%, Корею – на 28%, Египет – на 18%, Казахстан – на 17%, Гонконг – на 16% и ОАЭ — на 11%. Кроме того, увеличился экспорт досок и бруса в Ливан, Вьетнам, Афганистан, Грузию, Армению, Израиль, Тунис и Индию.
Как рассказал Александр Шаров, генеральный директор группы компаний "РусИранЭкспо", долю российской древесины на европейском рынке заняли поставщики из Северной Европы, Канады, США, Австралии и Южной Америки. При этом заокеанские поставки выходят дороже покупки материалов из России как минимум из-за логистики. Однако, как уточнил эксперт, после этого для российской древесины освободились рынки Ближнего Востока и Южной Азии.
— Качество китайской и вьетнамской фанеры и хвойных пиломатериалов потребителей в этих странах не устраивает. При этом потребность берёзовой фанеры в одном только Таиланде сейчас составляет более 100 тыс. куб. м.
Кроме того, в российской древесине заинтересованы Иран и соседние с ним Ирак и Афганистан. По словам Шарова, только хвойных пиломатериалов им требуется около 2–3 млн куб. м. Однако для выгодной торговли в Иране по ценам выше, чем предлагают местные оптовые посредники, требуется наладить сотрудничество с иранской биржей, отметил Шаров.
В целом же для восстановления объёмов экспорта до досанкционных времён уйдёт как минимум несколько лет, уверены эксперты. В частности, потребуется проложить новые логистические маршруты и наладить отношения с поставщиками.