Меньше чем через месяц, 5 декабря, заработает восьмой пакет антироссийских санкций ЕС в части запрета закупать отечественную нефть выше определённого порога. Кроме того, танкеры под российским флагом уже и так не могут заходить в порты Старого Света.
Мы решили поговорить с экспертами, чтобы разобраться, что Россия может противопоставить таким запретам.
Пути обхода
Во-первых, отечественные суда под российским флагом могут этот флаг поменять. Ведь запрет европейцев распространяется на все операции с российским морским регистром судоходства.
– Судно под российским флагом сертифицируется под российским морским регистром, под панамским флагом сертифицируется уже в соответствии с иностранным регистром, – объясняет эксперт в сфере международного морского судоходства Сергей Фишов.
Соответственно, корабль с российским названием, российской командой, вышедший, к примеру, из Мурманска, может прийти в Роттердам, лишь бы такой заход осуществлялся под иностранным флагом.
Другой способ обойти нынешние санкции – перелив нефти с российских танкеров на иностранные прямо в море так, как это ранее делал Иран, рассуждает замдиректора Высшей школы тарифного регулирования РЭУ им. Г. В. Плеханова Иван Капитонов.
– Опыт Ирана показывает, что перевалка в море с танкера на танкер возможна как способ обхода санкций. Однако всё это подсвечивается спутниками, нужно просто знать, куда и когда смотреть, – вспоминает собеседник.
При этом даже если Россия и начнёт обход санкций вышеописанными способами, рано или поздно это откроется. Дело в том, что как поволжская, так и сибирская нефть имеет особенные химические маркеры и специалист без труда определит регион её происхождения вплоть до месторождения.
– Фактически пока это никто не делает, контрольного механизма нет, но делается это элементарно: в порту разгрузки на судне берётся проба, – предупреждает Иван Капитонов.
Между прочим, мера европейцев по запрету покупать российскую нефть выше определённого ценового порога направлена именно на сдерживание цен на мировом рынке. Однако ЕС может добиться обратного эффекта: чёрное золото российского эталона Urals падает в цене и уходит с рынка, так как Россия откажется продавать нефть по санкционной цене. Как следствие, североморский эталон Brent дорожает, так как спрос на него увеличивается, обращает внимание Иван Капитонов.
Севморпуть
Кстати, санкционное давление Запада заставляет Россию активнее использовать свои природные особенности, чтобы зарабатывать на нефтегазовой ренте. Речь идёт о Северном морском пути (СМП).
Так, агентство Bloomberg накануне сообщило, что наша страна отправила через Арктику в Поднебесную специализированный ледокольный танкер. Маршрут проходит из Мурманска в Жичжао, нефтяной вояж должен завершиться 17 ноября, танкер уже прошёл Берингов пролив.
Более того, и из Китая по СМП в Европейскую Россию также набирает силу торговый поток: сеть магазинов "Магнит" в качестве эксперимента из Китая отправила в Петербург 6 контейнеров с посудой. Время доставки должно составить 30 дней, а затраты снизиться на 15%.
– Ожидается, что с учётом высокой загруженности порта Владивосток время доставки товаров из Китая через СМП будет на 10 дней меньше, чем при использовании мультимодальной логистики (минимум двумя видами транспорта. – Прим.Metro)". В случае если пилотный маршрут будет признан эффективным, мы начнём регулярные поставки через СМП с весны 2023 года и будем осуществлять их весной, летом и осенью, – рассказали Metro в пресс-службе сети.
Обычно сообщение с Китаем осуществляется по железной дороге, но Байкало-Амурская и Транссибирская магистрали перегружены, а доставка грузов по СМП при потеплении позволяет доставлять грузы в европейскую часть России и разгружаться от Архангельска и Мурманска до Петербурга, рассказывает Metro координатор экспертного совета Проектного офиса развития Арктики, доцент Института общественных наук РАНХиГС Александр Воротников.
– После "Магнита" модель доставки нескоропортящихся промтоваров может стать традиционной. Что касается проблемы доставки нефти в Китай, то она существует и, вероятнее всего, поставки чёрного золота в Поднебесную и страны Азиатско-Тихоокеанского региона через СМП будут расширены, – прогнозирует эксперт.
По его словам, при санкциях, ограничивающих продажу нефтепродуктов России, СМП может стать более популярным.
– Тема запрета захода российских судов в порты ЕС очень серьёзна для России. Это вынуждает Россию готовить СМП к тому, чтобы он стал традиционным маршрутом. Однако сейчас наша северная морская артерия не обустроена. Портовое хозяйство, спасательная, навигационная службы слабо развиты, и санкции дают толчок к развитию СМП, – оптимистичен собеседник.
Во ФГУП "Атомфлот" Metro рассказали: к 2024 году грузопоток по СМП должен составить 80 млн тонн в год. В перспективе до 2030 года грузопоток может вырасти до 150 млн тонн. Для сравнения, по итогам 2021 года общий объём перевозок составил 34,85 млн тонн (при плановом значении 32 млн тонн).