Роскошные интерьеры отеля "Гранд Будапешт" – оазис для аристократов в стиле ар-нуво

Вымышленная страна и несуществующее место на карте, где царит эстетика и ностальгия
Роскошные интерьеры отеля "Гранд Будапешт" – оазис для аристократов в стиле ар-нуво
кадр из фильма / "Двадцатый Век Фокс СНГ"
Отель "Гранд Будапешт".

Уэс Андерсон – уникальный сказочник из мира кинематографа. Его визуальный стиль и авторские приёмы считываются в одно мгновение. На днях вышел первый трейлер его нового фильма "Город астероидов", и можно быть уверенными, что эта картина нисколько не разочарует фанатов именитого режиссёра. В ожидании премьеры Metro вместе с дизайнером интерьера Надеждой Кузиной решило поближе рассмотреть убранства другой стильной картины Андерсона "Отель "Гранд Будапешт", за работу над которым он был номинирован на "Оскар".

Действие фильма происходит в выдуманной стране Зубровке, которая располагается где-то в Восточной Европе и напоминает Австро-Венгрию. Сюжет скачет между тремя временными рамками: 1932, 1968 и 1985 годами. Отель меняется со временем как живой персонаж.

Лобби отеля.
кадр из фильма / "Двадцатый Век Фокс СНГ"
Лобби отеля.

– В тридцатые отель "Гранд Будапешт" наряден как праздничный торт. У него розовый, как безе, фасад, и тот же цвет доминирует в интерьерах. Он выглядит оптимистичным и немного легкомысленным, как и его обитатели. По сюжету основной доход отель получает от престарелых посетительниц, которые приезжают специально "повидаться" с его управляющим – месье Густавом, – рассказала эксперт. – В лобби расположилось огромное трёхъярусное пространство, сверху огромный витраж, а в центре журчит фонтан. Полы закрыты красно-малиновыми коврами. Холл украшен крупными пальмами, что создаёт ощущение оазиса, по которому небольшими группами расставлены стулья и диванчики-канапе с изогнутыми, характерными для ар-нуво спинками.

Стойка ресепшена.
кадр из фильма / "Двадцатый Век Фокс СНГ"
Стойка ресепшена.

В стиле ар-нуво также оформлена стойка ресепшна и орнамент вокруг неё.

– Фасад стойки оформлен узором в виде листьев лавра – этот мотив часто использовали архитекторы венского сецессиона (выставочное творческое объединение. – Прим. ред.). Тот же мотив повторяется и на стойке консьержа. На розовых мраморных столешницах стоят телефоны. Полукруглые фрамуги над входными дверями также относятся к ар-нуво. Некоторые элементы ар-деко всё же присутствуют в виде ромбовидных орнаментов и росписей в виде струй фонтанов.

Отель "Гранд Будапешт" – роскошное место для высших слоёв общества.
кадр из фильма / "Двадцатый Век Фокс СНГ"
Отель "Гранд Будапешт" – роскошное место для высших слоёв общества.

Это роскошный отель для аристократов, но для режиссёра важно показать его консерватизм и связь с прошлым. А особый шарм интерьеру отеля, по словам дизайнера, придают живописные полотна. 

– Здание расположено на вершине горы, и часть стен расписаны видами горных пейзажей. Этот мотив повторяется в холле на нескольких уровнях и в ресторане. Пейзажи не просто реалистичные, они выполнены в романтическом ключе и удивительно органично сочетаются с розовым и голубым в палитре, а также с самим персонажем Густава, авантюрным, практичным и при этом поэтичным, – сказала Надежда.

Живописные полотна часто фигурируют в фильме.
кадр из фильма / "Двадцатый Век Фокс СНГ"
Живописные полотна часто фигурируют в фильме.

Фильм сосредоточен на живописи – она становится камнем преткновения в истории и окружает героев почти в каждой сцене.

– Сюжет разворачивается вокруг наследства, которое Густав получает от своей любовницы мадам Д. Это эксцентричная и просвещённая особа. В её номере висят картины Климта, и на шёлковом платье виден орнамент по мотивам его картин.

В центре кадра картина Климта "Аллея в парке перед дворцом Каммер" (1912 г.), а по бокам его "Буковые рощи".
кадр из фильма / "Двадцатый Век Фокс СНГ"
В центре кадра картина Климта "Аллея в парке перед дворцом Каммер" (1912 г.), а по бокам его "Буковые рощи".

Из-за того что семья престарелой аристократки не хочет отдавать наследство своей бабули управляющему отеля, Густав крадёт из дома мадам Д. картину "Мальчик с яблоком", стиль и имя автора которой намекают на фламандскую живопись.

– Имя автора картины вымышленное, поэтому зрителю остаётся только поверить, что она чрезвычайно дорогая. Вместо неё помощник Густава Зеро вешает другую, которую управляющий считает мазнёй, хотя внимательный зритель легко распознаёт на ней почерк Эгона Шиле. Это стилизация была выполнена на заказ специально для фильма, однако если бы это был настоящий Шиле, вероятно, такая работа стоила бы не меньше, чем "Мальчик с яблоком".

Картина "Мальчик с яблоком".
кадр из фильма / "Двадцатый Век Фокс СНГ"
Картина "Мальчик с яблоком".

В 1968 году отель приходит в упадок и выглядит уже не на 5, а на 3 звезды или даже меньше.

– Фасад здания резко меняется и уже напоминает крепость, а не торт. Интерьеры же очень похожи советские гостиницы. Цветовая гамма из розовой переходит в желтизну. Площадь гостиничного холла уменьшается, формы упрощаются, исчезают фонтан, ярусы и витраж. Появляются стеновые панели, частично деревянные, частично пластиковые, и большое количество надписей с указаниями для постояльцев. Надписи будто компенсируют малочисленность обслуживающего персонала, и их так много, что они, скорее всего, вводят в заблуждение, чем помогают, – обратила внимание Надежда. – Из интерьера лобби уходит орнамент, при этом количество мебели для сидения увеличивается и она располагается вдоль стен, кое-где образуя странные ряды, как будто посетители пришли в концертный зал. В лобби появляются телефонные будки и аппараты для продажи напитков. Роскошный ресторан превращается в банальную столовую.

Так отель стал выглядеть к 1968 году.
кадр из фильма / "Двадцатый Век Фокс СНГ"
Так отель стал выглядеть к 1968 году.
Зал-столовая, которая раньше была роскошным рестораном.
кадр из фильма / "Двадцатый Век Фокс СНГ"
Зал-столовая, которая раньше была роскошным рестораном.

Новый интерьер гостиницы производит гнетущее впечатление, особенно в зале для водных процедур, где так и чудится затхлый запах хлорки. Таким отель и остаётся вплоть до 1985, откуда и ведётся рассказ.

– Автор явно скучает по прежним временам, собственно, это отношение и выражает постаревший Зеро. Он доживает свой век, а гостиница – свой. Можно провести аналогию между отелем и Восточный Европой режиссёра, которая теряет таких харизматичных персонажей, как Густав, а с ними и аристократичный блеск, и становится более унифицированной, ориентируясь уже на массового потребителя с незатейливым вкусом. Впрочем, даже эти гости гостиницу уже не жалуют. 

К 60-м годам интерьер гостиницы сильно изменился.
кадр из фильма / "Двадцатый Век Фокс СНГ"
К 60-м годам интерьер гостиницы сильно изменился.