Пермский "колумбайн" породил множество подражателей. Сразу после трагедии петербургский школьник опубликовал в Instagram фото с патроном и пообещал устроить "шутинг" в своей гимназии. За ним пришли, но вскоре отпустили под подписку о невыезде. На днях в Махачкале ученику все же удалось пронести в школу нож и пырнуть одноклассника. Пострадавший умер в больнице. И вот на ТВ вновь разгораются дискуссии о причинах и следствиях. Эпидемию школьной стрельбы пока остановить не удалось.
Из истории вопроса
Клинический психолог Питер Лангман впервые столкнулся лицом к лицу с этой темой в 1999 году после трагедии в школе "Колумбайн", где два школьника убили 13 учеников и покончили с собой. В психиатрическую клинику, где работал Лангман, привезли юношу, который не успел ничего совершить, но вызывал подозрения, что может стать следующим стрелком. Бдительные родители учеников, заметив на его сайте списки возможных жертв и угрозы, забили тревогу. С тех пор Лангман не пропускал любую информацию о подобных случаях, пытаясь понять, в какой момент наступает точка невозврата и можно ли предотвратить действия стрелка.
"Знать своего ребенка"
Лагман считает, что неправильно смотреть на родителей стрелков как на породивших чудовищ-убийц. Важно увидеть в них пропустивших тревожные сигналы. Странное поведение, нестандартное хобби, грустные мысли - все это при внимательном изучении может оказаться знаком, что ребенку нужна помощь. Опыт предыдущих трагедий показывает, что зачастую ситуация очевидна. Например, родители Эрика Харриса, одного из стрелков в колорадской школе "Колумбайн", знали, что он собирает трубчатую бомбу и взрывает фейерверки на поле, но не придали этому значения. Подросток-стрелок из штата Орегон Кип Кинкл регулярно просил отца покупать ему новые виды оружия.
Возможно, самая важная задача — знать своего ребенка. <...> Подростки умеют вести свою отдельную жизнь, которую их родители никогда не увидят. Тем не менее важно сохранять поддерживающие и заботливые отношения. Открытое общение позволит вам быстро реагировать при возникновении проблем. (Урок No 1: Границы частной жизни)
Не врать - не покрывать
Родители порой выгораживают детей, пойманных на краже или мелком преступлении. Мелкая ложь во благо? Лангман говорит, основываясь на фактах из жизни школьников-стрелков, что возможно, если бы не было лжи, то психологи, полиция, врачи, представляя полную картину, могли вовремя оказать помощь ребенку и спасти жизни многих.
За день до бойни Кипа Кинкла задержали за то, что он пришел в школу с оружием, и забрали в полицейский участок. Когда за ним приехал мистер Кинкл, он обещал офицеру, что дома сын будет в безопасности. Заверил, что больше дома оружия нет. <...>Умалчивание об оружии стоило жизни мистеру и миссис Кинкл и двум школьникам.
Угроза - это серьезно
Автор считает, что "угрозу расправой игнорировать нельзя". Если ребенок сказал кому-то или написал где-то пугающие фразы, учителя, школьники, родители должны бить тревогу. Важно объяснить и проработать на примерах и в играх с учениками и взрослыми разницу между сообщением об угрозе и доносом.
Например, в 2007 году ученик Аса Кун из Кливленда, штат Огайо, угрожал прийти в школу и перебить всех. Угрозы слышали несколько школьников. Никто не принял его всерьез. Через несколько дней он пришел с оружием и устроил бойню.
А в 2001 году Эл Дегузман, 19-летний студент колледжа Де Анза в Купертино, штат Калифорния, планировал массовое убийство в колледже с помощью огнестрела и бомб. Незадолго до нападения Дегузман фотографировался со своим арсеналом. Работница магазина, где проявляли фотографии, насторожилась и сообщила своему отцу-полицейскому. (В результате трагедию удалось предотвратить. Прим. ред.)
Видеокамеры не спасут
Чтобы защитить учащихся от повторений трагедий, власти пытаются всеми доступными силами сделать из школ бункер. Видеокамеры, вооруженная охрана, заборы с автоматическими замками, решетки на окнах... Но по мнению психолога, все это переоценено. Лангман настаивает, что важно не остановить, а предотвратить.
Стрелков надо останавливать раньше, чем они соберутся в школу с оружием. Это совсем другой подход.