Непризнанная Республика Нагорный Карабах прекратит своё существование с 1 января 2024 года. После обострения ситуации в регионе, объявления Азербайджаном 19 сентября "антитеррористической операции" и нескольких дней обстрелов соответствующий указ о ликвидации республики подписал президент НКР Самвел Шахраманян. С начала следующего года все госучреждения распускаются, а населению нужно принять решение – оставаться в НКР или нет после ознакомления с "условиями реинтеграции, представленными Азербайджаном".
Metro обсудило это событие с экспертами.
Это не конец
Подписанный указ – это финальная точка в истории с Карабахом?
– Нет, это определённо не финал. Есть ещё несколько проблем, связанных с НКР, – говорит Metro Николай Силаев, старший научный сотрудник Центра Кавказских исследований МГИМО МИД РФ. Во-первых, говорит специалист, Азербайджан будет считать преступниками всех, кто был связан с органами власти Карабаха. Так, к примеру, уже арестовали Рубена Варданяна, бывшего главу правительства. В ООН призвали Баку соблюдать его права.
– Во-вторых, так и не подписан мирный договор между Арменией и Азербайджаном, – указывает эксперт. – И когда он будет подписан, неизвестно. Границы также не демаркированы.
Есть ещё одна острая политическая проблема.
– Непонятно, где остановятся требования Азербайджана и стоящей за ним Турции? Намерены ли они обеспечивать силой транспортный маршрут из Азербайджана в Нахичевань (Нахичеванскую автономную республику в составе Азербайджана. Путь в неё пролегает через Армению. – Прим.ред.)? А может, они собираются ещё и эти территории у Армении отобрать? Этого никто не знает, – считает Силаев.
О людях
Что будет с людьми, которые проживали на территории Карабаха?
– Уже сейчас мы можем видеть массовый и трагический исход армян из Нагорного Карабаха, – говорит Metro Вадим Муханов, заведующий сектором Кавказа ИМЭМО РАН. – "Реинтеграция", которую армянам Карабаха предлагают в Азербайджане, это просто яркое слово, которое имеет мало отношения к действительности. После стольких десятилетий вражды трудно представить, что на этой земле армянская и азербайджанская общины будут дружить. Если там кто и останется, то только маломобильные люди. А так можно прогнозировать, что 99,9% жителей НКР армянского происхождения, конечно же, уйдут.
Мировое признание
Нужно ли мировому сообществу дополнительно признавать вхождение Нагорно-Карабахской Республики в состав Азербайджана – к примеру, на уровне ООН?
– Нет, не нужно. Армения уже согласилась с вхождением Карабаха в Азербайджан, – объясняет Силаев. – Сама НКР с этим не соглашалась как непризнанное государство, но его интересы гарантируются его собственными силами и поддержкой зарубежных партнеров. Из таковых у Карабаха была только Армения, но она от него отказалась.
Силой вопрос решить тоже было нельзя, потому что сравнивать мощь Азербайджана и Карабаха просто смешно. Поэтому ни у кого никаких претензий не осталось.
Роль России
В чём последствия этой ситуации для России?
– Происходящее негативно отражается на стабильности в регионе и, естественно, не очень хорошо отражается и на российском присутствии там, – говорит Вадим Муханов. – И сейчас мы наблюдаем определённый виток напряжения в российско-армянских отношениях.
– Власти Армении уже практически напрямую обвиняют Россию во всех неприятностях, которые произошли с ней, – соглашается с коллегой Николай Силаев. – Вся эта ситуация ударила по нашему престижу в регионе. И самое главное, там погибли наши миротворцы. Для России это крайне негативный исход событий.