Странно было бы спорить с тем, что люди, переезжающие в новую съёмную квартиру, сразу же хотят её обустроить под себя и создать в ней уют. Однако некоторые собственники свято верят, что их квартира прилична для проживания "и так". Иногда после долгих переговоров у нанимателя получается уговорить хозяина квартиры сделать там ремонт, пусть даже и косметический.
Но возникает вопрос: кто за это платит?
Согласно исследованию, 78% опрошенных признали, что хозяин квартиры не компенсировал им траты за ремонт в съёмном жилье, и только 15% рассказали, что деньги вернулись частично, а полностью компенсировали расходы – всего 7%.
Ситуация спорная. С одной стороны, арендатору невыгодно вкладывать свои средства в поклейку обоев в квартире, из которой он уедет через какое-то время. Но с другой стороны, именно он выступает инициатором перемен, на чём акцентирует внимание собственник, который ничего менять бы не стал.
Рассудить спорящих взялась юрист и риелтор Наталья Перескокова.
– Этот вопрос решается по договорённости сторон. Закон тут молчит. Нужно понимать, что если наниматель хочет сделать ремонт, то в первую очередь это нужно обсуждать с собственником жилья, как и все нюансы о сроках, стоимости материалов и объёме работ, – объясняет Metro Наталья. – В своей практике я довольно редко встречала, чтобы наниматели хотели сделать ремонт. Скорее, они сразу искали готовую и чистую квартиру.
Однако если такое и случается, то наниматели делают ремонт в счёт будущих арендных платежей, в редких случаях – за счёт собственника (или просто вкладывают свои средства).
Трубу прорвало, а жить – нам!
В случае, когда ремонт вызван аварийными ситуациями, такими как прорыв трубы (нужно разобраться, кто виновник, ведь им может оказаться меняющий батареи сосед сверху), ответственность несёт управляющая компания и платит, соответственно, тоже она.
Обычно в таких случаях портится мебель, вздувается ламинат, появляется неприятный запах – комфорт от проживания в съёмной квартире исчезает.
– Нужно выяснять причины и помнить, что "покупатель" всегда прав. Наниматель может собрать свои вещи и помахать рукой, если его что-то не устроило. В таком случае собственник должен вернуть страховой депозит, а если этого не произойдёт, то наниматель имеет полное право обратиться в суд, если не нанёс ущерб со своей стороны, – пояснила юрист.
Сносить нельзя согласовать
В начале любого ремонта нужно понимать, что каждая перепланировка должна быть согласована с собственником и бюро технической инвентаризации.
Обычно этот процесс длится до 6 месяцев. Если вы запланировали грандиозные перемены, то эксперт советует ознакомиться с видами перепланировок. Например, категорически нельзя сносить несущие стены или делать в них проёмы, нельзя перемещать "мокрые точки" (ванные комнаты и кухню), нельзя двигать дверные проёмы.
– Многие сносят оконно-балконный блок, тем самым присоединяя балкон, а далее выносят туда батарею. Это категорически запрещено, потому что каждый собственник оплачивает определённое количество квадратных метров отопления в квартире. Получается, если мы выносим батарею на балкон, количество метров отопительной трубы увеличивается, а собственник это не оплачивает, – рассказала Наталья.
Из доступных перепланировок – совместный санузел, к примеру. Как утверждает эксперт, такие обновления пропускают даже банки, когда делают оценочный альбом для одобрения ипотеки.
Но собственник должен знать о таком решении заранее, конечно.
Обои с ромашками ему не по душе
А вот если получившийся у вас ремонт не понравился собственнику, он рвёт и мечет и что-то требует, – выход один.
– Стороны, которые не могут договориться мирным путём, должны обратиться в суд, – заключила эксперт.
Читайте также: 6 известных поместий королевской четы в Великобритании