Развенчиваем мифы: японцы не имеют отношения к нашей матрёшке, а её муж – Петрушка

Истинное происхождение матрёшки долгое время оставалось загадкой, потому что её историей просто никто не занимался
Развенчиваем мифы: японцы не имеют отношения к нашей матрёшке, а её муж – Петрушка
Сергей Пятаков/РИА Новости
На Фестивале русского гостеприимства "Самоварфест" на Поклонной горе в Москве.

Сегодня из телевизора нам транслируется, что нужно оберегать свой культурный код, не позволять изменять историю, но с самым известным символом России почему-то происходит всё наоборот. Интернет кишит фейками, а блогеры пишут, что русские не способны придумать ничего своего – даже матрёшку и ту украли у японцев. Но всё это не так. Автор исследования, посвящённого происхождению матрёшки, и член Общественной палаты Сергиево-Посадского городского округа (известного как столица русской игрушки) Игорь Блюм развенчивает на страницах Metro популярные мифы.

Происхождение

Прообраз матрёшки стала деревянная разъёмная кукла японского божества Фукурумы.
фото предоставлено Игорем Блюмом
Прообраз матрёшки стала деревянная разъёмная кукла японского божества Фукурумы.

Миф 1. Прообразом матрёшки стала деревянная разъёмная кукла японского божества Фукурумы. Сувенир привезла в Россию супруга мецената Мамонтова.

– Доказательств происхождения матрёшки от японской игрушки не существует. Как не существует и самого слова "фукурума". Оно упоминается лишь в русскоязычном Интернете, и то только вместе с матрёшкой. Это касается и "дарумы" (на фото), и "кокэси", и "ситифукудзина" – древних аналогов матрёшки нет ни в одном японском музее.

– Что касается Елизаветы Григорьевны Мамонтовой, то она никогда не была в Японии, – утверждает главный хранитель музея-заповедника "Абрамцево" Елена Мохова.

Создатель

Настоящий "отец" русской матрёшки – токарь Василий Петрович Звёздочкин.
фото предоставлено Игорем Блюмом
Настоящий "отец" русской матрёшки – токарь Василий Петрович Звёздочкин.

Миф 2. Практически везде автором первой матрёшки признаётся художник Сергей Васильевич Малютин.

– Нет ни одного доказательства причастности Малютина к матрёшке. Вообще ни одного. Сергей Васильевич постоянно пополнял и бережно хранил свой архив этюдов, эскизов, зарисовок. Но никаких намёков на матрёшку в архиве нет. Не подтверждают авторства Малютина и музейные работники.

– В Государственном историческом музее сообщили, что хранящаяся у них матрёшка "Крестьянка с петухом", вероятно, была выполнена по эскизу Сергея Малютина токарем Звёздочкиным в начале XX века. Однако этот предмет "не являлся объектом специального исследования сотрудников музея, и документальных подтверждений устоявшейся атрибуции нет".

– Также существует мнение, что Малютин, автор знаменитой картины "Ленин на смертном одре", был оценён и обласкан советской властью. Поэтому именно ему выпала честь стать автором матрёшки, которым он на самом деле не являлся.

– Настоящим же отцом русской матрёшки был токарь Василий Петрович Звёздочкин (на фото). Он придумал её в 1900 году во время работы в мастерской при магазине издательства И. А. Мамонтова "Детское воспитание" в Москве (Леонтьевский переулок, д. 7). Согласно его воспоминаниям, записанным Е. Н. Шульгиной в 1947 году, Звёздочкин сам придумал новую форму, увидев подходящую чурку. Фигурка имела "смехотворный вид, напоминала как будто монашенку" и была "глухая" (не раскрывалась). По совету мастеров Белова и Коновалова Звёздочкин выточил её иначе, затем они показали игрушку Мамонтову, который одобрил изделие и отдал его расписывать художникам на Арбате.

Первая матрёшка

Матрёшка участвовала во всемирной выставке в Париже в 1900 году и получила золотую медаль.
фото предоставлено Игорем Блюмом
Матрёшка участвовала во всемирной выставке в Париже в 1900 году и получила золотую медаль.

Миф 3. Матрёшка участвовала во всемирной выставке в Париже в 1900 году и получила золотую медаль.

– У России действительно была самая большая экспозиционная площадь – 24 000 кв. м. По итогам выставки Россия получила 1589 наград: 212 высших, 370 золотых медалей, 436 серебряных, 347 бронзовых и 224 почётных отзыва. Мы взяли даже первые места за парфюмерию и вино. Но матрёшке досталась лишь бронзовая медаль. Деревянная фигурка высотой 12,5 см моментально затерялась на фоне грандиозных российских достижений.

Семья

Миф 4. Конечно же, интересно, откуда у матрёшки столько детей. По одной из легенд, она жена солдата, по другой – у неё вообще нет мужа.

– Почти нигде не упоминают, что Матрёна – жена Петрушки, персонажа русского кукольного театра. Одна из таких народных кукольных пьес была записана на Русском Севере в 1896 году. Оба персонажа встречаются и в литературных произведениях, например "Ванькины именины" Д. Н. Мамина-Сибиряка (1897). Петрушка – весёлый, смекалистый, острый на язык, несущий добро и побеждающий зло – по сути, он является квинтэссенцией русского национального характера.

Анна Волкова, хранитель музейных предметов отдела дерева Всероссийского музея декоративного искусства

Французский Полишинель, персонаж театра "Theatre de Marionnettes du parc G. Brassens" (Франция) во время Международного фестиваля уличных театров "Петрушки мира" в Сергиевом Посаде.
Илья Питалев/РИА Новости
Французский Полишинель, персонаж театра "Theatre de Marionnettes du parc G. Brassens" (Франция) во время Международного фестиваля уличных театров "Петрушки мира" в Сергиевом Посаде.

– Существует мнение, что японская разъёмная токарная фигурка ситифукудзин (в ряде источников называемая не существующим в японском языке словом "фукурума") могла служить некоторым ориентиром для создателей первой матрёшки, однако, несомненно, само её возникновение было предопределено вековыми традициями русского токарного ремесла и явилось результатом совместной работы народных мастеров и профессиональных художников.