
О чём фильм "Батя 2: Дед"
Фильм "Батя" вышел в 2020 году и сразу стал народным хитом. По сюжету первой части Максим (Стас Старовойтов) с семьёй едет на юбилей отца (Владимир Вдовиченков) и по дороге вспоминает, чему батя учил его в детстве. В продолжении взрослый Макс, переживающий развод с женой, снова мысленно возвращается в детство, когда во время развода его родителей он всё лето прожил у деда в деревне. Дед тогда много рассказывал ему о своей молодости, о войне и о поисках возлюбленной, ради которой объездил всю страну. В деревне юный Макс (Андрей Андреев) и сам впервые узнаёт, что такое первая любовь.
В нашем фильме много народного юмора и фольклора. И этот фольклор заложен в каждом из нас. Все эти присказки, поговорки и наши познания в области того, куда надо прикладывать подорожник или каким вареньем лечить простуду, – всё это в нас сидит. Всем нам натирали пятки водкой и выдирали зубы ниткой. И это, как ни странно, остаётся для нас самыми нежными воспоминаниями. Евгений Цыганов
Евгений Цыганов в роли Деда
В кино Евгений Цыганов впервые играет столь возрастную роль, хотя в театре у него такой опыт уже был – в спектакле Дмитрия Крымова "Моцарт "Дон Жуан". Генеральная репетиция" он сыграл старого режиссёра-деспота и получил за эту роль в 2022 году "Золотую маску" в номинации "Драма / мужская роль".

На роль Деда в новой картине Евгений Цыганов был не единственным кандидатом. Пробовались многие известные актёры, поиски шли более полугода. Режиссёр картины Илья Учитель говорит, что рассматривали абсолютно разных по типажу артистов, но "именно в Жене нашли уникальное сочетание того, что искали".
Действие фильма разворачивается в нескольких эпохах: в нашем времени, в девяностые, а также в довоенном и послевоенном СССР. Герой 46-летнего Евгения Цыганова на экране появляется в возрасте 27, 35 и 76 лет.

Старик старику рознь
Грим, который зрители увидят в фильме, был подобран специально под Евгения Цыганова. Процесс создания начался задолго до съёмок.
– Показать старость с помощью грима – история индивидуальная, – говорит Metro художник по пластическому гриму Алексей Ивченко. – Грим создаётся под конкретного артиста, учитывается, как приблизительно он будет стареть, а дальше смотрим на задачу. Какой именно старик нам нужен: деревенский житель, или городской, интеллигент, или человек, состарившийся в ужасных условиях. Так, например, в сериале "Мосгаз" ("Последнее дело Черкасова") герой Максима Матвеева стариком вышел из тюрьмы. Там он у нас был очень специфичный – поджарый, с гнилыми зубами товарищ, весь в оспинах, рытвинах и так далее. В этом же проекте Дед – традиционный деревенский житель. Поэтому делали акцент на передаче цветового пигмента кожи, больше морщин в районе глаз, потому что много времени на свежем воздухе, в огороде, под солнцем. "Запрокидывание за воротник" предполагало лёгкую отёчность, одутловатость. Мы пытались передать образ среднестатистического деревенского деда, какой был у большей части нашего населения. Остальное Женя (Цыганов) своим талантом и харизмой дорабатывал, оживляя наш грим.
Понять, как приблизительно может стариться Евгений Цыганов, помогали в том числе специальные компьютерные программы, но Алексей Ивченко отмечает, что создавать визуальную концепцию грима только при помощи нейросетей невозможно:
– Это так не работает! ИИ может быть инструментом и подсказать какую-то идею, если ты зашёл в тупик, но представить, как персонаж должен выглядеть, продумать грим, сопоставить его с конкретным актёром, творческими задачами и возможностями – это кропотливая работа художников по гриму.
В таком гриме у актёра своего ничего не остаётся. Ну разве что верхние части ушей. Алексей Ивченко, художник по пластическому гриму
Пластический грим состоит из отдельных частей. Сначала делаются слепки на матрицах – с них изготавливают силиконовые части грима, которыми потом покрывают лицо, шею актёра, под специальной "лысиной" прячут волосы, а уже на эту лысину крепят парик.



– С художниками по гриму совместно подбирали постиж, то есть примеряли, какой должен быть парик, волосы погуще или с проплешинами, нужна ли борода, какие могут быть усы... Было достаточно много вариантов, но в конечном итоге всё собралось в один образ, – продолжает Алексей Ивченко. – Как только мы накладывали грим, красили его, надевали парик, добавляли усы, "животик", чуть-чуть горбик – у Жени сразу менялась и походочка, и положение тела. Конечно, у каждого актёра в пластическом гриме возникает вопрос – и как с этим играть? Но после первых же проб Евгений Цыганов сразу же оживил наш грим своей харизмой, своими актёрскими фишечками и придумками.
Сон актёра – лучший помощник
Превращение Евгения Цыганова в 76-летнего Деда занимало около 2,5 часа. Над образом работало сразу 6 гримёров.
– Главный секрет ускорения процесса создания сложного грима – это сон артиста, – с улыбкой отвечает собеседник Metro. – Если актёр спит, то ты не отвлекаешься, он не отвлекается и дело движется гораздо быстрее. Ты будишь его, когда уже надо парик надеть и в кадр идти – все счастливы и довольны. Евгений Цыганов – артист с большим опытом работы, так что он не упускает возможности поспать, когда это можно сделать. И себе помогает тем самым, и нам.



Гримировали засучив рукава
Помимо лица специальный пластический грим накладывается также на руки актёра и другие части тела, которые видны в кадре.
– Руки гримировали сначала до запястья, но Евгений Цыганов всё норовил рукава закатать, пришлось делать грим рук до локтя, – рассказывает художник по пластическому гриму. – Внутренняя часть рук у актёра – своя, внешняя делается с помощью пластического грима. Гримировали и один ноготь. Сделали фишку – будто он его когда-то молотком отбил.

Для фильма, по словам Алексея Ивченко, был специально сделан и силиконовый манекен умершего Деда:
– Сначала Алексеич (режиссёр Илья Учитель) предлагал Женю в гриме в гроб положить, но мы убедили, что нет смысла. Во-первых, после смерти люди отекают, оплывают, усыхают и всё это мы смогли показать на манекене. Во-вторых, нет необходимости мучить актёра бездвижным лежанием, пока сцену снимут.