Разбираем грим из фильма "Батя 2: Дед": Цыганов состарился на 30 лет

3 апреля в прокат выйдет продолжение нашумевшей комедии "Батя". Во второй части мы увидим Евгения Цыганова 76-летним дедом. Узнали в подробностях, как актёр "старился"
Разбираем грим из фильма "Батя 2: Дед": Цыганов состарился на 30 лет
ЦПШ
В фильме "Батя 2: Дед" Максим вспоминает, как провёл лето в деревне у деда, пока родители разводились.

О чём фильм "Батя 2: Дед"

Фильм "Батя" вышел в 2020 году и сразу стал народным хитом. По сюжету первой части Максим (Стас Старовойтов) с семьёй едет на юбилей отца (Владимир Вдовиченков) и по дороге вспоминает, чему батя учил его в детстве. В продолжении взрослый Макс, переживающий развод с женой, снова мысленно возвращается в детство, когда во время развода его родителей он всё лето прожил у деда в деревне. Дед тогда много рассказывал ему о своей молодости, о войне и о поисках возлюбленной, ради которой объездил всю страну. В деревне юный Макс (Андрей Андреев) и сам впервые узнаёт, что такое первая любовь.

В нашем фильме много народного юмора и фольклора. И этот фольклор заложен в каждом из нас. Все эти присказки, поговорки и наши познания в области того, куда надо прикладывать подорожник или каким вареньем лечить простуду, – всё это в нас сидит. Всем нам натирали пятки водкой и выдирали зубы ниткой. И это, как ни странно, остаётся для нас самыми нежными воспоминаниями.
Евгений Цыганов

Евгений Цыганов в роли Деда

В кино Евгений Цыганов впервые играет столь возрастную роль, хотя в театре у него такой опыт уже был – в спектакле Дмитрия Крымова "Моцарт "Дон Жуан". Генеральная репетиция" он сыграл старого режиссёра-деспота и получил за эту роль в 2022 году "Золотую маску" в номинации "Драма / мужская роль".

Евгений Цыганов в роли режиссёра в спектакле "Моцарт "Дон Жуан". Генеральная репетиция".
Сергей Петров / © "Мастерская Петра Фоменко" | fomenki.ru
Евгений Цыганов в роли режиссёра в спектакле "Моцарт "Дон Жуан". Генеральная репетиция".

На роль Деда в новой картине Евгений Цыганов был не единственным кандидатом. Пробовались многие известные актёры, поиски шли более полугода. Режиссёр картины Илья Учитель говорит, что рассматривали абсолютно разных по типажу артистов, но "именно в Жене нашли уникальное сочетание того, что искали".

Действие фильма разворачивается в нескольких эпохах: в нашем времени, в девяностые, а также в довоенном и послевоенном СССР. Герой 46-летнего Евгения Цыганова на экране появляется в возрасте 27, 35 и 76 лет.

Евгений Цыганов в картине "Батя 2: Дед" появляется и молодым, и старым.
ЦПШ
Евгений Цыганов в картине "Батя 2: Дед" появляется и молодым, и старым.

Старик старику рознь

Грим, который зрители увидят в фильме, был подобран специально под Евгения Цыганова. Процесс создания начался задолго до съёмок.

– Показать старость с помощью грима – история индивидуальная, – говорит Metro художник по пластическому гриму Алексей Ивченко. – Грим создаётся под конкретного артиста, учитывается, как приблизительно он будет стареть, а дальше смотрим на задачу. Какой именно старик нам нужен: деревенский житель, или городской, интеллигент, или человек, состарившийся в ужасных условиях. Так, например, в сериале "Мосгаз" ("Последнее дело Черкасова") герой Максима Матвеева стариком вышел из тюрьмы. Там он у нас был очень специфичный – поджарый, с гнилыми зубами товарищ, весь в оспинах, рытвинах и так далее. В этом же проекте Дед – традиционный деревенский житель. Поэтому делали акцент на передаче цветового пигмента кожи, больше морщин в районе глаз, потому что много времени на свежем воздухе, в огороде, под солнцем. "Запрокидывание за воротник" предполагало лёгкую отёчность, одутловатость. Мы пытались передать образ среднестатистического деревенского деда, какой был у большей части нашего населения. Остальное Женя (Цыганов) своим талантом и харизмой дорабатывал, оживляя наш грим.

Понять, как приблизительно может стариться Евгений Цыганов, помогали в том числе специальные компьютерные программы, но Алексей Ивченко отмечает, что создавать визуальную концепцию грима только при помощи нейросетей невозможно:

– Это так не работает! ИИ может быть инструментом и подсказать какую-то идею, если ты зашёл в тупик, но представить, как персонаж должен выглядеть, продумать грим, сопоставить его с конкретным актёром, творческими задачами и возможностями – это кропотливая работа художников по гриму.

В таком гриме у актёра своего ничего не остаётся. Ну разве что верхние части ушей.
Алексей Ивченко, художник по пластическому гриму

Пластический грим состоит из отдельных частей. Сначала делаются слепки на матрицах – с них изготавливают силиконовые части грима, которыми потом покрывают лицо, шею актёра, под специальной "лысиной" прячут волосы, а уже на эту лысину крепят парик.

Первые пробы грима. Подбор, как может выглядеть Дед.
Предоставлено ЦПШ
Первые пробы грима. Подбор, как может выглядеть Дед.
Художники по гриму перепробовали разные парики, усы и бороды, чтобы выбрать финальный вариант образа.
ЦПШ
Художники по гриму перепробовали разные парики, усы и бороды, чтобы выбрать финальный вариант образа.
Для образа Деда пробовали разные парики с волосами погуще и пореже.
ЦПШ
Для образа Деда пробовали разные парики с волосами погуще и пореже.

– С художниками по гриму совместно подбирали постиж, то есть примеряли, какой должен быть парик, волосы погуще или с проплешинами, нужна ли борода, какие могут быть усы... Было достаточно много вариантов, но в конечном итоге всё собралось в один образ, – продолжает Алексей Ивченко. – Как только мы накладывали грим, красили его, надевали парик, добавляли усы, "животик", чуть-чуть горбик – у Жени сразу менялась и походочка, и положение тела. Конечно, у каждого актёра в пластическом гриме возникает вопрос – и как с этим играть? Но после первых же проб Евгений Цыганов сразу же оживил наш грим своей харизмой, своими актёрскими фишечками и придумками.

Сон актёра – лучший помощник

Превращение Евгения Цыганова в 76-летнего Деда занимало около 2,5 часа. Над образом работало сразу 6 гримёров.

– Главный секрет ускорения процесса создания сложного грима – это сон артиста, – с улыбкой отвечает собеседник Metro. – Если актёр спит, то ты не отвлекаешься, он не отвлекается и дело движется гораздо быстрее. Ты будишь его, когда уже надо парик надеть и в кадр идти – все счастливы и довольны. Евгений Цыганов – артист с большим опытом работы, так что он не упускает возможности поспать, когда это можно сделать. И себе помогает тем самым, и нам.

Пока Алексей Ивченко наносит части грима на лицо Евгения Цыганова, его коллега гримирует руки актёра.
Предоставлено героем публикации
Пока Алексей Ивченко наносит части грима на лицо Евгения Цыганова, его коллега гримирует руки актёра.
Финальные штрихи.
ЦПШ
Финальные штрихи.
Евгений Цыганов в образе 76-летнего Деда.
ЦПШ
Евгений Цыганов в образе 76-летнего Деда.

Гримировали засучив рукава

Помимо лица специальный пластический грим накладывается также на руки актёра и другие части тела, которые видны в кадре.

– Руки гримировали сначала до запястья, но Евгений Цыганов всё норовил рукава закатать, пришлось делать грим рук до локтя, – рассказывает художник по пластическому гриму. – Внутренняя часть рук у актёра – своя, внешняя делается с помощью пластического грима. Гримировали и один ноготь. Сделали фишку – будто он его когда-то молотком отбил.

Художники по гриму придумали деду ноготь "отбить". Если приглядеться, можно увидеть грим одного из пальцев.
ЦПШ
Художники по гриму придумали деду ноготь "отбить". Если приглядеться, можно увидеть грим одного из пальцев.

Для фильма, по словам Алексея Ивченко, был специально сделан и силиконовый манекен умершего Деда:

– Сначала Алексеич (режиссёр Илья Учитель) предлагал Женю в гриме в гроб положить, но мы убедили, что нет смысла. Во-первых, после смерти люди отекают, оплывают, усыхают и всё это мы смогли показать на манекене. Во-вторых, нет необходимости мучить актёра бездвижным лежанием, пока сцену снимут.