Василий Денисов "Грех", 1902 г.
– Денисов был последователем Михаила Врубеля, в Фондах есть несколько его работ, которые ждут реставрации, ждут своего часа. Денисов был музыкантом, он играл на валторне в русской частной опере Саввы Мамонтова, – рассказала Metro Надежда. – Наблюдая за созданием декорации, в атмосфере творчества и искусства он сам увлёкся живописью и начал создавать крупные символистские полотна. Мы очень давно не показывали работу Денисова "Грех". Дело в том, что в нашей постоянной экспозиции нет места для показа искусства символизма и нет настолько большой коллекции, чтобы наполнить такими работами целый зал.
Николай Ульянов "Принцесса", 1905 г.
– На полотне изображена актриса Елизавета Дмитриевна Сафонова в костюме принцессы Зидзелиль из спектакля «Шлюк и Яу» по пьесе Герхарта Гауптмана. До этого Ульянов никогда не работал в театре, изобразить актрису именно в таком наряде XVIII века ему порекомендовал театральный режиссёр Константин Станиславский, впечатлённый выставкой исторического портрета.
Исаак Бродский "Италия", 1911 г.
– Эта работа была написана Бродским на Капри, где тот вместе с семьёй гостил у Максима Горького. Художник изобразил своих сестёр и жену с недавно родившейся дочерью, – рассказала Надежда. – Женщины изображены в виде цыганок, продавщиц бус, ракушек, фруктов. Это такой своеобразный пример театрализации жизни.
Иван Горюшкин-Сорокопудов "Листопад. Портрет В. В. Иссинской", 1900-е
– Это портрет Варвары Васильевны Иссинской – врача-стоматолога и знакомой Горюшкина-Сорокопудова. Он подарил ей портрет, а в 1971 году она принесла работу музею в дар, – поведала историю появления картины в Третьяковке куратор выставки. – К сожалению, у нас нет никаких сведений об этой даме, сама же она нам ничего о себе не рассказала. Картина попала на афишу выставки. Авторская рама, девушка в осенних листьях с распущенными волосами… Этот портрет типичен для эпохи модерна.
"У нас также представлены особенные выставочные плакаты и афиши к театральным постановкам и поэтическим вечерам. Они реально висели на простенках, между проходами – что особенно ценно, ведь они сохранились, несмотря на то что использовались на улице". Елизавета Горелышева, хранитель отдела графики XVIII – начала XX века
Елена Самокиш-Судковская, рекламный плакат подписки на журнал "Нива" на 1908 г.
– Плакат выполнен методом хромолитографии. Издательство "Нива" стремилось захватить потребителей со всей России, – рассказала Елизавета. – Изображённая женщина будто только что сошла со страниц популярного романа. Мы видим, как она непосредственно сеет доброе и вечное в "Ниву" – вот эти добрые зелёные книжечки издания.
Лев Кекушев, плакат "Выставка афиш в Строгановском училище", 1897 г.
– Это был первый раз, когда в России показали плакат, – объяснила Metro хранитель отдела графики Елизавета Горелышева. – Его выполнил Лев Кекушев, архитектор, чьё имя москвичи знают, потому что именно он восстановил гостиницу "Метрополь" после большого серьёзного пожара. В этом плакате он, как любитель работать в архитектурном модерне, отразил все черты модернизма. Вы видите, что здесь обведены контуры, есть и обращение в прошлое, характерное для стиля модерн.
Сергей Судейкин, плакаты-ширмы для оформления поэтических вечеров, 1919 г.
– Помимо афиш и плакатов, выполненных полиграфическим способом, на выставке представлены афиши, созданные вручную. Они создавались для богемной, артистической среды и играли роль не только афиш – во время самих поэтических вечеров эти плакаты служили ширмами, своеобразными декорациями во время выступлений прозаика Василия Каменского в "Тифлисе".