Кузбасские власти признали состоявшимися публичные слушания по завершению строительства Крапивинской гидроэлектростанции на реке Томь. Они продолжались с 21 по 26 февраля в четырёх округах, расположенных рядом с ГЭС и будущим водохранилищем. Его длина составит 148 км, максимальная ширина – 12 км. Затопленными, в частности, окажутся три населённых пункта и часть территорий Бунгарапско-Ажендаровского и Салтымаковского природных заказников.
В соцсетях и СМИ кемеровчане жаловались на то, что их не пускали на слушания. В разговоре с Metro это подтвердил руководитель общественной организации "Комитет по экологии", юрист Максим Андрианов.
– Слушания специально проводили в отдалённых посёлках, чтобы как можно меньше людей в них участвовало. Они могли бы пройти в крупных городах, например в Кемерово, поскольку на него ГЭС окажет наибольшее влияние. По закону в слушаниях могут участвовать все заинтересованные лица. Мы заранее отправляли заявки, чтобы нас зарегистрировали, и приехали за час до начала слушаний. Но нам сказали, что все места заняты, – говорит Андрианов.
Мария Глухова опасается, что её посёлок Осиновое Плёсо, вопреки заверениям властей, всё равно пострадает от водохранилища.
– Все жители Осинового Плёса против ГЭС. Они любят это место и понимают все сложности, которые их ждут. При 175 метрах над уровнем моря посёлок частично попадает под затопление. Что уж говорить про паводок! Нам обещают построить дамбу и дорогу до города. Но несколько лет назад строилась шахта у посёлка Увал и к ней тоже обещали сделать дорогу. Её до сих пор нет, – рассказывает Глухова.
Жители посёлка не верят и в развитие рыбного промысла на водохранилище, о чём заявляет правительство Кузбасса. По их словам, рыба нерестится у берегов в траве, а заявленные колебания уровня воды приведут к тому, что икра высохнет.
– У нас водится ценный таймень, хариус. Если построят плотину, то нерестилищ не будет. Кого они собираются там разводить? Карася, карпа, которые никому не нужны? – возмущается рыбак Сергей Самураков.
46 метров – максимальная глубина будущего Крапивинского водохранилища
В Кузбасском море (так водохранилище прозвали местные жители) заинтересован губернатор Кемеровской области Сергей Цивилёв. По мнению Максима Андрианова, так чиновник создаёт видимость декарбонизации экономики региона, страдающего от угольной пыли.
– Он хочет показать, что в Кемерове добывается чистая энергия, и мы в тренде современных экологических тенденций. При этом добыча угля сокращаться не будет.
Основным инвестором в проект станет связанная с Олегом Дерипаской En+. Компания оценила вложения в 20 млрд рублей.
– Это выгодно, потому что ГЭС уже частично построена. Она будет обеспечивать электроэнергией Новокузнецкий алюминиевыей завод, – пояснил Андрианов.
Несмотря на то что ГЭС считается чистым источником энергии, строить её можно далеко не на каждой реке. И уж точно не на Томи, загрязнённой нефтепродуктами из сточных вод. Эти и другие вредные вещества, считают учёные, осядут в водохранилище, которое будет превращаться в грязное болото.
– Если сделать ГЭС на Томи, то это убьёт всё живое, – обьясняет гидролог Михаил Болгов. – Вода там будет не лучшего качества, и регулировать сток будут так, как выгодно энергетикам, а не для водоснабжения.
Учёный добавил, что проект Крапивинской ГЭС умер 30 лет назад, назвав стремление его возродить безумной местной инициативой. Он порекомендовал заняться очисткой сточных вод, попадающих в Томь.
– Сама же река самоочистится через 5–10 лет, если прекратить в неё сбросы. Болгов также отметил актуальность ГЭС для России, например на реке Катунь на Алтае, где не хватает энергии.
Metro направило запрос правительству Кемеровской области, попросив прокомментировать экологические риски при строительстве Крапивинской ГЭС. В ответ редакция получила письмо со ссылками на опубликованные ранее пресс-релизы.
История амбициозного энергетического проекта СССР от рождения до смерти (по данным портала "Экодело") 1. В 1975 году Минводхоз СССР начинает возводить плотину ГЭС без утверждённого проекта 2. Учёные КемГУ в экологической оценке посчитали проект опасным для окружающей среды 3. Против водохранилища массово выступали писатели, журналисты, кандидаты в депутаты 4. Рядом с ГЭС вырос посёлок гидростроителей Зеленогорский на 7000 жителей (сейчас 4500) 5. В зоне затопления частично вырублены леса, более чем наполовину построена плотина 6. В 1989 году стройка остановлена. В 1993 году Государственная экоэкспертиза признала ГЭС нецелесообразной