Построить успешную карьеру и мирно существовать в коллективе помогут правила делового этикета

Metro собрало основные правила этикета в офисе, которым точно стоит поучиться, если вы хотите отгородиться от лишних споров и пересуд с коллегами
Построить успешную карьеру и мирно существовать в коллективе помогут правила делового этикета
Lucky Business/Shutterstock.
Неформальное общение на работе поднимает настроение, но может снизить производительность труда.

У многих сотрудников с опытом принцип делового общения формируется почти автоматически, по шаблону, по примеру сотрудников call-центра. Но студенты на первых порах иногда и в ус не дуют, сказав лишнее.

Поэтому эксперт по деловому этикету Светлана Грохотова поделилась с Metro основными правилами этого непростого искусства.

Правило старшинства по должности

В отличие от светского этикета основную роль в деловом варианте играет служебное положение и должность, а пол и возраст отходят на второй план. То есть именно статус будет определять, кто первый протягивает руку, кто кому будет представлять какого коллегу, в каком порядке размещать участников совещания.

Приветствие

Младший по должности должен первым поприветствовать руководство, но инициатива рукопожатия остаётся за старшим согласно служебной иерархии. Несмотря на то что в России принято первыми проявлять инициативу в приветствии старших, по правилам делового этикета сотрудница в возрасте первая должна поздороваться с начальством, а женщина-руководитель сама протянет руку младшим по должности мужчинам. Однако руководитель может предложить старшему по возрасту более почётное место за столом – в его главе – на своё усмотрение.

Знакомство

Младший по должности должен быть представлен старшему, а коллега из другого отдела – сотрудникам соседних подразделений. Когда вы презентуете новичка, помните, что имя и фамилию, скорее всего, никто не запомнит, если только они не редкость. Поэтому целесообразно назвать имя, должность и коротко пояснить, чем занимается человек в компании. Знаменитая фраза "главный по тарелочкам" вам в помощь, советует Светлана Грохотова.

Вежливое общение

"Скажи спасибо дяде", – учим мы своего ребёнка. То же правило вежливости работает и в коллективе: не стоит забывать благодарить, спрашивать, приносить извинения своим коллегам тогда, когда это уместно. Помните, что коллеги из соседнего отдела другой специализации могут неправильно расшифровать различные аббревиатуры, которые кажутся вам очевидно переводимыми: как бы вы расшифровали ПСД? Поэтому следует избегать профессионального сленга и намёка на нецензурную лексику. Всезнайство же обо всех в коллективе и сплетничество не сделает вам имя в коллективе – если только отрицательное.

Одежда

Прийти на завод или стройку на шпильках, а на совещание по распределению годового бюджета компании – в платье "до ушей"... стоит ли говорить, что это не уместно. Поэтому надевайте удобную по ситуации одежду как по её внешнему виду, так и по комфортности носки.

Ошибки и критика

Мы всегда будем ошибаться на рабочем месте. Человеческий фактор не отменить. Однако если вы, находясь выше по иерархии, решили отругать коллегу, точно не стоит делать этого при всех. Замечания должны быть только по текущей ситуации. Чтобы сотрудник воспринял критику проще, эксперт советует использовать технику "трёх К": комплимент – критика – комплимент.

Кому полезно

Многое здесь зависит от специфики и отрасли вашей компании. Не трудно догадаться, что в креативных организациях применение правил этикета может носить более гибкий характер. Ведь требовать от бармена или текила-гёрл строгого дресс-кода абсурдно. Поэтому чаще всего это свойственно крупным компаниям, поскольку поведение и форма общения сотрудников с клиентами напрямую влияет на их имидж и репутацию, говорит уже другой эксперт по оценке и развитию людей Наталья Маслова.